«Литературка» опросила известных писателей, критиков, редакторов, литературоведов.
Мы задали пару, а по сути один вопрос: «Какие книги за прошедший год произвели на вас наибольшее впечатление? Что бы вы рекомендовали к прочтению и почему?» И вот что нам ответили…
Андрей РУБАНОВ, прозаик:
«Мне понравилась книга Романа Сенчина «Дождь в Париже». Она полностью соответствует моему ощущению современной Западной Европы как чужой для русского человека территории. Романтического Парижа, города Хемингуэя, Ремарка и Миллера, больше нет, делать там нечего – только пить и оставаться мыслями, душой и сердцем дома. Потому что здесь мы нужны, а в Париже не нужны.
Вторая примечательная книга прошлого года – роман «Приговоренный к пожизненному» Михаила Захарина. Этот человек действительно отбывает пожизненное заключение в отдаленной колонии, он умудрился написать неплохую книгу, описывающую нравы российской тюрьмы, всевозможные издевательства и пытки. Книга документальная. Там все правда. Я написал для этой книги предисловие. Книга отлично разошлась, автору, сидящему в камере, начислили гонорар, он весь его передал в благотворительный фонд.
Я очень рад, что удалось издать, в журнале «Дружба народов» (N11 за 2018 г.) последний текст трагически ушедшего Александра Гарроса, моего друга. Это кинороман под названием «Воля». Саша работал над ним, уже находясь на пороге смерти. Роман издан усилиями Анны Старобинец и Алексея Евдокимова».
Марина САВВИНЫХ, поэт, прозаик, главный редактор журнала «День и ночь»:
«Пожалуй, наибольшее впечатление произвели на меня романы Александра Мелихова «Заземление» и «Свидание с Квазимодо». Эта проза, на мой взгляд, совершенно уникальное явление, отражающее не только то, что в нравственном и – не побоюсь этого слова – духовном плане произошло с людьми моего поколения за последние 35-40 лет, но и как, каким именно образом и способом это произошло. Я читала буквально взахлеб, как в юности, узнавая себя, свои мысли, страхи и надежды. Собственный крах и собственное окаянство жить и сражаться за жизнь, несмотря ни на что».
Михаил ВЕЛЛЕР, прозаик, публицист, философ:
Могу сказать, что из прочитанного мне представляется ценнее и ближе – изданное в России в 2018 году: Чак Паланик – «Ссудный день», Стивен Пинкер – «Чистый лист», Роджер Осборн – «Цивилизация», Рэй Курцвейл – «Эволюция разума», Юваль Ной Харари – «Краткая история будущего», Самюэль Хантингтон – «Кто мы».
Вероятно к сожалению – все, кроме первой, – нон-фикшн: социология, социопсихология, футурология, история, политология – их смесь в жанре, близком к науч-поп, т. е. человеческое изложение, а не сугубо академическое, что на Западе давно и принято.
Игорь ВОЛГИН, писатель, историк, телеведущий:
«В силу своих профессиональных обязанностей (программа на телеканале «Россия К» – «Игра в бисер с Игорем Волгиным») мне приходится читать довольно много: не менее 30-40 книг в год – это те книги, которые мы обсуждаем. Что, к сожалению, сильно препятствует знакомству с новейшей литературой. Следуя собственному призыву «Читайте и перечитывайте классику», в 2018 году я «прочел и перечитал» Александра Галича, Эдуарда Багрицкого, «Речь о Пушкине» Достоевского, «Роковые яйца» Михаила Булгакова, «И дольше века длится день...» Чингиза Айтматова, «Трилогию о Незнайке» Николая Носова, «Невыносимую легкость бытия» Милана Кундеры, стихи Наума Коржавина, «Компромисс» Сергея Довлатова, рассказы Юрия Казакова, «Превращение» Франца Кафки и мн. др. А поскольку с недавних пор мы стали касаться и ныне живущих и здравствующих авторов – еще «Лавр» Евгения Водолазкина. Только что записали давно любимого мною поэта Александра Кушнера, чьи книги я с большим удовольствием перечитал, а также прочитал новую «Над обрывом» («Время», 2018). Ее (как, впрочем, и всех вышеуказанных авторов), рекомендую читателям.
Александр КАЗИНЦЕВ, публицист, заместитель главного редактора журнала «Наш современник»:
«Из прочитанного выделю два издания. Они привлекают не только, может, и не столько художественной значимостью (шедевров все равно нет, хотя многие научились писать «на уровне»), сколько ценностью человеческого поступка. Это второй том антологии «Уйти. Остаться. Жить» (Москва, ЛитГОСТ, 2018) , вобравший стихи поэтов , ушедших из жизни до сорока. В первый том, вышедший двумя годами ранее, включены произведения тех, кто умер в 90-е – 2010-е годы. Второй посвящен ушедшим в 70-е – 80-е. Поражает количество потерь – 31 в первом томе, 22 во втором. Россия немилосердна к поэтам.
Захватывает ощущение запечатленного времени. Черно-белого, наивно расчерченного на добро – зло. Это потом, к концу 80-х, люди, по выражению В. Распутина, начали переходить от добра к злу, как переходят улицу. А здесь еще стройный миропорядок и оттого простота ( не легкость, ее не было, именно простота), и личностная свобода – в общественно несвободную эпоху. И вплетаясь в нее – судьбы, лица, голоса поэтов . Выбравших правду и трудную биографию (среди профессий – чертежник, монтировщик сцены, сборщик на заводе). И в конечном счете – ранний уход. Часто добровольный: 9 человек, почти половина авторов второго тома, покончили жизнь самоубийством. Мне особенно дороги стихи друга моей юности девятнадцатилетнего Владимира Полетаева.
С удовольствием прочитал специальный выпуск журнала «День литературы» (6, 2018), целиком отданный новому литературному течению – «новым традиционалистам», по определению их идеолога Андрея Тимофеева. В номер включены произведения 8 молодых прозаиков и 10 статей о них. Выделю повесть писателя из иркутской глубинки Андрея Антипина, с поразительной свободой владеющего словом, статью-манифест и рассказы Андрея Тимофеева, а также острые, «ножевые» рассказы Елены Тулушевой о детях, оказавшихся никому не нужными.
Причины, по которым я выделяю эти издания, очевидны. Они выполняют важную просветительскую функцию. Одно дает слово молодым, только вступающим в литературу. Другое напоминает о тех, кто ушел не договорив, а теперь возвращается к нам своими стихами».
Денис ДРАГУНСКИЙ, писатель, публицист, сценарист:
«Меня в 2018 году сильнее всего увлекала документальная проза. Отмечу книги Льва Симкина «Его повесили на площади Победы» – о рижском процессе 1946 г. над эсэсовским генералом Фридрихом Еккельном, с подробным анализом его биографии; и того же автора «Бегущий в небо. Книга о подвижнике веры евангельской Иване Воронаеве». Эти две совсем разные книги неожиданно образуют поучительную дилогию: жизнь негодяя и жизнь праведника, трактат о личном выборе и личной ответственности. Отличная книга Андрея Колесникова «Дом на Старой площади», комментарии автора к автобиографическим запискам его отца, сотрудника аппарата ЦК КПСС. Из переводных – замечательный немецкий историк Гетц Али написал самокритичную книгу «Наша борьба», о немецких леваках 1968 года; автор, сам активный участник событий, честно пишет о всей глупости и всей грязи этого движения.
Что касается художественной литературы, отмечу дебютную публикацию Анастасии Мироновой в «Знамени» (рассказ «Фунтаксис»). Искренняя, эмоциональная, человечная и очень яркая проза с сильной социальной нотой. Автор может вырасти в серьезного писателя».
Евгений ВОДОЛАЗКИН, прозаик, филолог:
«Одной из книг, произведших на меня впечатление в прошлом году, стал роман македонского писателя Венко Андоновского «Пуп земли». Вещь глубокая, хорошо написанная и – остросюжетная, хотя в центре повествования здесь стоит… кириллица. Книга Венко Андоновского – автора, в высшей степени популярного на Балканах, – продолжает традиции таких разных писателей, как Умберто Эко и Милан Кундера. В 2018 году этот роман был номинирован на премию «Ясная Поляна».
Кирилл АНКУДИНОВ, поэт, литературный критик, литературовед:
«Журнальная проза: Алексей Музычкин. Арнольд Лейн. - «Новый мир», № 5; Федор Грот. Ромовая баба. – «Новый мир», № 9-10.
Книжная проза: Михаил Однобибл, Вероника Кунгурцева. Киномеханика. – М.: ИД «Городец».
Поэзия: Евгений Чигрин. Невидимый проводник. М.: ИПО «У Никитских ворот».
Литературоведение и критика: Олег Юрьев. Неспособность к искажению. Статьи, эссе, интервью. – С-пб.: Изд-во Ивана Лимбаха; Валерий Шубинский Игроки и игралища. Избранные статьи и рецензии. – М.: НЛО.
Книги, которые я собираюсь читать: Михаил Однобибл, Вероника Кунгурцева. Дольмен. – М.: ИД «Городец», 2019; Милана Алдарова. Дедал. – М.: «Искусство-XXI век», 2017. Также я собираюсь прочесть нашумевшие книги Эдуарда Веркина и Натальи Мещаниновой.
Поэт, книгу стихов которого я ожидаю: Богдан Агрис».
Удивительно, что в опросе не особенно-то и упоминаются популярные российские писатели, которые сейчас у всех на слуху. Разве что Волгин упомянул Водолазкина, да Рубанов – Сенчина. Хочется спросить: а как же многочисленные победители престижных премий, лауреаты, обладатели почетных дипломов, заседающие в жюри, выступающие на ТВ и выпускающие книгу за книгой? Очевидно, популярность их не распространяется на «писательский цех». Для простых читателей они могут быть чрезвычайно интересными, а вот для профессиональных – не всегда. Во всяком случае, опрос скорее подтверждает наш вывод, нежели его опровергает.