Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 03 сентября 2019 г.

Каким журналистом был Довлатов?

Андрей БАБИН рассказывает о том, что именно публиковал в газете «Советская Эстония» Сергей ДОВЛАТОВ.

03 сентября 2019

Главным делом своей жизни Сергей Довлатов считал писательство. Но оставил он свой след и в журналистике. В том числе в газете «Советская Эстония»; этот короткий период его биографии в начале 1970-х годов стал хорошо известен благодаря сборнику новелл «Компромисс». Однако это все-таки художественное произведение. А о чем Довлатов писал в этой газете на самом деле?

   

И под своим именем, и под псевдонимом

Перелистав подшивки «Советской Эстонии», органа ЦК Компартии Эстонии, я нашел 23 публикации за подписью С.Довлатова, написанных с конца 1972 года до начала 1975-го. И еще с полдюжины – за подписью С.Адера: такой у него был псевдоним. Ветеринар, аптекарь, астроном, судебно-медицинский эксперт, кинолог, спортивный врач, тренер по конному спорту, ученый-филолог – вот герои милых зарисовок Довлатова о простых и хороших людях. Темы его репортажей – будни пожарных, работников «скорой помощи» или, допустим, одного обычного магазина.

О последнем чуть подробнее. Автор считает, что нецелесообразно ехать за плавленым сырком с окраины города в центральный гастроном, хотя неоновый свет, которым светятся его витрины, и радует глаз. Для таких покупок у каждого из нас должен быть «свой» магазин, поблизости от дома, рассуждает журналист. У него такой есть, и теперь мы знаем, где Довлатов покупал плавленые сырки – в магазине № 67, что на углу Рабчинского (ныне Вабрику) и Сальме. То есть прямо в доме, где жил. Отличный магазин, судя по его репортажу о том, как душевно обслуживают покупателей продавщицы Лидия Тиккар, Миральда Ааслад и Валентина Калиновская.

Написал Довлатов также о клубе служебного собаководства, а потом – и о клубе охотничьего собаководства. Видимо, и правда неровно дышал к этим четвероногим друзьям человека. Вот и на мемориальной доске, установленной на доме, где жил, писатель изображен гуляющим со своей любимицей, фокстерьером Глашей. В номере за 22 сентября 1973 года читаем чудесный познавательный материал С.Довлатова «Самое вкусное лекарство» – о полезных свойствах меда...

   

Быть самим собой

Рубрика «На темы морали», которой снабжена статья «Двор был узкий», поначалу озадачивает: неужели Довлатов занимался нравоучениями? Нет, конечно. Более того, на мой взгляд, этот текст – лучшее, что он написал в «Советской Эстонии». Автор вспоминает историю двадцатилетней давности (из своего отрочества). Историю, за которую, как он признается, ему до сих пор стыдно. У них во дворе появился новенький мальчик Митя. Он был не такой, как все – и в одежде, и в поведении. И этого ему не простили... Однажды Митястый, как его звали во дворе, соорудил уголок того мира, о котором мечтал. Воткнул несколько веток – это лес. Прорыл канал между лужами – река. Перекинул через нее мост... Тут явились парни из компании Сергея, посмеялись над фантазиями Митястого, разрушили все, что он сделал, а вдобавок еще и побили. Сам Довлатов не бил, но стоял рядом и смотрел...

Вспомнить эту историю его вынудил один знакомый, который рассказал, что учительница жалуется на его сына – мол, откалывается от коллектива, не катается со всеми на лыжах, не участвует в общих играх, на пионерских сборах молчит... Нетрудно догадаться, что Довлатов посоветовал: пусть парень остается таким, какой есть. И не только он, рассуждает далее журналист. В союзники себе Довлатов призвал Пришвина. Высказывание выдающегося певца русской природы полезно повторить и сегодня: «Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как каждый лист на дереве отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и всего дерева».

   

А в целом талантливо!

«...Создано еще одно талантливое произведение о революции – мы вновь убеждаемся в величии и неисчерпаемости этой темы», – так не без патетики заканчивает свою статью «Музыка революции» Сергей Довлатов – тот самый, который через каких-то несколько лет покинет Советский Союз... Это рецензия на художественный фильм «Красная скрипка», повествующий о судьбе эстонского музыканта и революционера Эдуарда Сырмуса. Рецензии на спектакли, фильмы, книги, а также на один концерт – отдельная группа материалов Довлатова. Кстати, одна из них – единственный реальный материал Довлатова, который упоминается в одном из «компромиссов»: заметки о спектакле Русского драматического театра «По ком звонит колокол». Лишь штрихом упоминается. А между тем, это наиболее глубокий и основательный материал в этом ряду.

Все рецензии Довлатова – хвалебные. Даже если рецензент указывает на отдельные недостатки, то тут же, словно опасаясь кого-нибудь обидеть, подчеркивает: мол, а в целом все очень хорошо, талантливо! Но даже на этом общем доброжелательном фоне одна рецензия выделяется особо. Как известно, Довлатов приехал в Таллин с целью издать здесь свою книгу, поскольку в родном Ленинграде это оказалось невозможно. Она должна была выйти в издательстве «Ээсти Раамат», и все вроде к этому шло, но... А вот некий писатель Георгий Васильев дождался выхода в этом издательстве своей книги «В стороне от асфальта». Это повесть и четыре рассказа. И везде главные герои – шоферы. Как и сам автор по основной профессии.

Чем-то Довлатова заинтересовала эта книга и ее автор, и он написал рецензию «Я хочу вам рассказать...», пронизанную невероятной симпатией к этому шоферу-писателю. Ранее в «Вечернем Таллине» другой журналист тоже опубликовал рецензию на эту книгу, только совсем другую, и Довлатов не мог не отреагировать: «С первого же абзаца настораживает бойкий, развязный тон этой заметки... Предъявляя автору исключительно формальные требования, рецензент оставляет без внимания идейный, нравственный аспект...»

   

Маленький шедевр

Ни одного из материалов, положенных в основу «компромиссов», которые писатель даже как бы цитирует, найти в газетах не удалось. Как и предполагалось. Однако все же нашлась в газете одна публикация, которую писатель практически в оригинальном виде использовал в своей прозе. Ее можно найти в «Ремесле», в новелле «Черная музыка». В ноябре 1974 года на гастроли в СССР прибыл всемирно знаменитый канадский джазовый пианист Оскар Питерсон со своим трио. Но гастроли были сорваны, и концерт в Таллине оказался единственным в СССР. Довлатов, любивший джаз, сумел попасть на него. Свои впечатления он описал в небольшой (меньше ста строк) заметке «Семь нот в тишине».

Что касается новеллы «Черная музыка», в центр которой она помещена, то здесь, на мой взгляд, наглядно показано превосходство Довлатова-журналиста над Довлатовым-прозаиком. Блестящий текст первого, маленький, не побоюсь этого слова, шедевр – а в связке с ней очередная байка, такая же, как множество других, сочиненная вторым. На самом деле, конечно, автор того и другого – один человек, просто это трудно представить.

   

Остался в подшивках...

Конечно, в партийной газете хватало кондовых тяжеловесных статей и безразмерного официоза. Заметки Довлатова в такой газете смотрелись, как свежие зеленые ростки, невесть откуда взявшиеся среди серых каменных глыб. Доведись Довлатову работать в газете сегодня, он и сейчас мог бы писать точно такие же заметки. О ветеринарах, аптекарях и пожарных, о собаках и лошадях, о спектаклях и фильмах. Не говоря уже о меде.

Была у Довлатова и пара критических заметок. Но и они написаны с улыбкой. Особенно первая – юмореска «Испорченный телефон». О том, что на улицах Таллина сплошь и рядом не работают телефоны-автоматы, невозможно позвонить. Вторая – фельетон «Бессмертный дядя Вася». О том, как грузчики мебельного магазина вымогают у граждан взятки за свои услуги. Кстати, этот фельетон, в номере за 11 февраля 1975 года, стал последней публикацией Довлатова в «Советской Эстонии».

...С первых же строк «Компромисса» главный герой-рассказчик предстает перед нами грубоватым, а порой и циничным человеком. А где же тот милый, добросердечный, умный журналист, каким он видится за подписью «С.Довлатов» под его публикациями? Он остался в газетных подшивках...


Андрей БАБИН


Тэги: Спецформат Журналистика Сергей Довлатов Таллин
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Знай наших!

    05.04.2023
  • Зерна человечности в лодке осени

    28.11.2022
  • Памяти мастера

    24.11.2022
  • Сургутский дубль драматурга Чураевой

    21.11.2022
  • О бремени страстей форума «Липки»

    18.11.2022
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS