Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 18 января 2025 г.

Художники Владимирской школы

Третьяковка представляет экспозицию, приуроченную к 100-летию Кима Бритова

18 января 2025
К.Н. Бритов. Мартовский день. 1988 г.

Государственная Третьяковская галерея представляет расширенную экспозицию художников Владимирской школы, приуроченную к 100-летию Кима Николаевича Бритова. Экспозиция будет работать до 7 апреля 2025 в Новой Третьяковке (Крымский Вал, 10), зал № 27.

Владимирские живописцы впервые представили свои полотна на I Республиканской художественной выставке «Советская Россия» 1960 года. Они принадлежали к легендарному, порожденному оттепелью, поколению художников-шестидесятников, но стояли в стороне и от романтической героизации трудовых будней «сурового стиля», и от новаторских концептуальных практик нонконформистов, оказавшись программно ориентированными на наследие национальной культуры.

Узнаваемый стиль Владимирской школы живописи возрос на традициях народного искусства, древнерусской иконописи, мстёрской лаковой миниатюры. Владимирцев объединяли не только общность в выборе мотивов и сюжетов, посвященных российской провинции с ее природой и уникальной древней архитектурой, но и схожий подход к выразительным средствам: свободное обращение с пространством и масштабом, фактурная, пастозная живопись. Основополагающим признаком Владимирской школы живописи стало использование художниками всех возможностей цвета, его силы, мощи и энергии, его контрастов, столкновений и даже диссонансов.

Несмотря на общность эстетической программы и творческой позиции, у каждого из владимирских мастеров была своя особая художественная интонация.

Картины Кима Бритова (1925-2010), одного из основателей и лидеров Владимирской школы – это экспрессивно-декоративные композиции, гармонично уравновешенные крупными, локальными цветовыми плоскостями, создающими определенный ритм. Обобщенность и цельность форм способствовали особой пластической выразительности каждого полотна.

Работы Владимира Юкина (1920-2000) наиболее ярко демонстрировали одну из характерных особенностей живописи владимирских художников, которые часто экспериментировали с рецептами грунта и примесями в масляные краски, добиваясь ярко выраженной фактуры, почти рельефности красочного слоя, что сообщало живописи дополнительный декоративный эффект.

Валерий Кокурин (1930 – 2019) даже среди смелых владимирских колористов был, пожалуй, самым ярким. В его работе «Вечерний Ростов» форсирована сочность и звонкость цвета, применены пространственные и композиционные сдвиги, обобщены натурные формы памятников Ростовского кремля, но сохранен их узнаваемый облик.

Колорит пейзажей Николая Мокрова (1926-1996) и Валерия Егорова (1940-1998) более сдержанный, здесь нет резких и напряженных цветовых сочетаний, а выполненным темперой работам Владимира Калинина (1924-2007) присуща некоторая графичность и жесткость рисунка.

Невероятная цветовая экспрессия, поразительная насыщенность и яркость колорита, повышенная эмоциональность и чувственность, присущие искусству художников-владимирцев, определили ценность и своеобразие Владимирской живописной школы, которая стала одним из самых самобытных, цельных и выразительных явлений в истории отечественного искусства второй половины ХХ века.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS