Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 24 мая 2019 г.

Клипмейкер

Притча Елены КАЗЕННОВОЙ показывает нам, почему роман Пушкина актуален во все времена.

24 мая 2019

Времена массового читателя прошли, а так хотелось бы (по примеру св. князя Владимира) завести народ в живительные воды – русской словесности. Давнее искушение: взять  «Евгения Онегина» и, «не мысля гордый свет забавить», сверить день нынешний с веком минувшим и поразмышлять о героях нашего времени. Оговариваясь при этом, что не  все совпадения случайны. 

В самом начале 90-х Некий Господин (в дальнейшем НГ) был на мели. В свои 25 лет он сменил массу профессий, занимаясь всем, чем может человек с модельными   данными, амбициями и десятиклассным образованием. НГ «рыться не имел охоты в хронологической пыли бытописания земли», но был красив и ярок: «чего ж вам больше?». Все бы хорошо, но имелся у НГ порок непреодолимый: он совсем не умел говорить. Однако начиная фразу, так мастерски создавал атмосферу внутреннего креативного кипения, что казалось, мысли теснят друг друга, оттого и сумятица речи. Интуитивно и не ведая истока, НГ дошел до рекомендации великого Гете: не можете поразить избытком мысли, потрясите недостатком связи. Этим приемом НГ пользовался умело. Он вообще умело пользовался всем: людьми, обстоятельствами и главное – временем, в котором  мы  начинали жить.

Каждую минуту он  был  в стойке: кто позовет? Сигнала все не было, но НГ верил, что дождется. А пока дневал и ночевал в поисках хоть какого-то дела по домам многочисленных знакомых. С людьми он сходился быстро, однако ненадолго: «но дружбы нет и той меж нами, все предрассудки истребя, мы почитаем всех нулями, а единицами себя». Начало его карьеры постсоветского периода – торговая американская фирма московского разлива. НГ делал здесь показы одежды, поставляемой в первопрестольную человеком с фамилией в полстроки и такой же затейливой биографией, да еще ставил неброские дефиле в скромных залах. 

Любопытно он проявился однажды на  одном из  только набиравших силу конкурсов красоты: в качестве натренированных им моделей выступали работницы текстильных фабрик. Красавицам от лица еще весомой легкой промышленности дарили что-то дефицитное, а НГ все повторял: «Хорошо быть бабой, блин!» Такая мизерабельность принца с отдаленного севера столицы вызывала сочувствие: каково ему с налаченной шевелюрой выходить из всенародно загаженного подъезда и полтора часа ехать в ленивый, томный центр.

Его время наступило в 90-х. Новой России требовались новые русские. «Sturm und Drang»: НГ, вслед пламенеющим немцам, стремительно вырывался из прошлого, не имея, правда, понятия ни о штурме, ни о натиске. Его исступленный протест против «совка» не имел под собой ни идейной, ни удобренной культурной почвы, просто очень хотелось  заработать здесь, сейчас и по-любому. НГ брался за все, но хотел ходить в творцах. Рекламная компания, случаем оказавшаяся на взлетной полосе, взяла его  под  слабое крыло: в разгар перестройки не только о рекламе, но о товарах стали забывать.  Общение с людьми пера давалось непросто: его спичи  вызывали улыбку, и на очередную «тубаретку» цитировался классик: «как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю». Ах, эта страсть к цитатам образованного сословия! А еще вопросы веры. Совести. Умные разговоры НГ переносил стойко, хотя туманился немного. НГи никогда не бывают читателями, зато у них много успешной практики. Виртуозно используя корпоративный разум, НГ взлетал «по мраморным ступеням» резвее  прочих.  

Одна скромная газета  напечатала статью о российском таланте, где правда и неправда существовали одновременно, как всегда будет в его жизни. Протоколы о намерениях выдаются за конечный продукт, а конечный продукт  приобретает  масштабы планетарные: «слишком часто разговоры принять мы рады за дела». Слово «раскрутка» еще не вошло в словари, но работало вовсю, и статейке НГ радовался несказанно: началось!

Первым международным  объектом стала, конечно, Америка. В поездке подсобил  тот самый русский американец с бескрайней фамилией: он повез на экономическую родину показ обуви с манекенщицами, отобранными НГ. Он  приехал через две недели, о Лас-Вегасе делился взахлеб, но был мрачен. Что-то нечисто вышло с показами, но НГ «одним дыша, одно любя, как он умел забыть себя!», вскоре получил заказ  на рекламный ролик. 

В опусе начинающего клипмейкера были заняты знакомые и малознакомые ему люди, участвовал даже  фактурный восточный бомж. Максимальный бюджет при минимальных затратах – такая была игра в рекламе 90-х. Орел наш белый уже подрагивал крылышком. Перед ним открывались новые горизонты: «мы все глядим в Наполеоны; двуногих тварей миллионы для нас орудие одно…»

Единственный вопрос, который теперь занимал душу и ум НГ, был: я талант или гений? Для себя он уже решил в пользу последнего, но хотелось подтверждений со стороны. Со всеми, кто и первый-то вариант подвергал сомнению, НГ порвал решительно и без сожалений.  Новое время получило своего героя, и началась фантасмагория феерического восхождения. Теперь об НГ можно было узнавать из средств массовой информации. Для него все эти средства были хороши, особенно телевидение: в стильных и очень дорогих  вещах «мод воспитанник примерный» появлялся на всех тусовках, за калейдоскопом его обликов было трудно уследить. НГ знал, чем  взять своего клиента! Все кинулись наверстывать возраст и внешность: куафюры и кутюрье стали властителями снов и бессониц. По одежке и принимали, и провожали, и сопровождали, и на старые русские вопросы были даны новые русские ответы. 

А  НГ вдруг заговорил! Что думали о нем маститые ведущие, бог весть, но он пометил все сколько-нибудь значимые программы. С интервьюерами был по-братски на «ты», небрежно демонстрируя  башмаки, стоимость которых своевременно осветило популярное кислотное издание. Собственно, тема бесед значения не имела: требовалось лишь мелькание  на экране. Когда публика заворожена обувью, текст не отвлекает. 

Самым удивительным в восхождении НГ было то, что за ним не стояли могущественные мужчины или влиятельные женщины; ни связей, ни денег – даже новомодных пороков не водилось. Зато он горел великой целью: пробиться любой ценой. Стать кумиром.

И вот он неотвратим  и внимаем, с такой-то высоты «всякий мой усердный вздор заслужит благосклонный взор». НГ заявлял себя всюду: от фотографии до театра и кино, но все проекты с его участием были или провальны, или очень скромны. Даже окруженный классными профессионалами, он не взял ни одной вершины: «ничего не вышло из пера его». 

Однако земных дел показалось мало, и гуру из вчерашних прозелитов, протрындев в каждом тренде, включая политические, устремил свой взор к небесам, с целью освоения «православного ресурса» (термин НГ, не оставлявший надежд ни православию, ни тем более «ресурсу»).  Что нам еще покажут: «Чем ныне явится? Мельмотом, космополитом, патриотом»? Во времена, когда у каждого отмеряющего своя мера, а у каждого подпрыгивающего своя планка, особенно горько за пророков и  титанов: «Чья благосклонная рука потреплет лавры старика»?  

Пушкина нам читать и читать… 

Елена КАЗЕННОВА

Тэги: Спецформат Александр Пушкин Евгений Онегин
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Зерна человечности в лодке осени

    28.11.2022
  • Памяти мастера

    24.11.2022
  • Сургутский дубль драматурга Чураевой

    21.11.2022
  • О бремени страстей форума «Липки»

    18.11.2022
  • Валентин Красногоров: «Почему люди пишут, объяснить невозможно…»

    17.11.2022
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS