Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 21 сентября 2025 г.

«Когда идёшь по краю ледника…»

В Северной Осетии завершил работу XXI фестиваль авторской песни «Цейский вальс»

21 сентября 2025

В Цейском ущелье Северной Осетии 13 сентября завершил работу XXI фестиваль авторской песни «Цейский вальс» – один из многих российских фестивалей, но многими любимый, тёплый, уникальный окружающей его природой и высокогорьем. Будто реквиемом и одновременно гимном он открывается и закрывается песней Юрий Визбора «Цейская». Может, потому что она была у мастера последней, может потому, что «Цей» был последним земным подарком большому мастеру.

Вряд ли не побывавший здесь, в Цейском ущелье, колыбели туризма в Осетии и одном из немногих её мест, знаменитых на всю страну ещё при Советском Союзе, знает, что альплагерь «Цей» начинался в 1934 году как альплагерь "Родина" под руководством Франца-Йозефа Зауберера, в 1931 участвовавшем в первом в истории восхождении на тянь-шаньский Хан-Тенгри (7010 метров).

За 60 лет существования авторская, или бардовская, песня прошли длинный и извилистый путь. От уничижительного клейма профессиональных цехов «самодеятельная песня» до их же зависти к популярности этого незатейливого жанра. От непризнания до подражания. От минимализма интерьеров бардовских залов до знаковых телепередач нового века на канале «Культура».

Цейский фестиваль по-своему уникален. Прежде всего, цепочкой ежедневных мастер классов по сценическому поэтическому, гитарному и вокальному мастерству. Любой начинающий или «кончающий» с бардовской песней может найти в этих классах и первые пожелания большого пути и неожиданное возращение к старой, порой уже утраченной, любви.

Незавершаемым остается спор и суждения о том: что же такое бардовская российская стилистика. Она никого не копирует. Ни народную песню, ни эстрадную, ни дворовую, хотя можно найти народные отголоски и в вихоревской «Мы пойдём с тобой в лес по ягоды..» и тимофеевской «Была бы на свете большая река…»

Мы говорим здесь о специфике вокала, аккомпанемента и исполнительских манерах в бардовских произведениях. К примеру, Булат Окуджава и вовсе определял это направление, как чтение стихов под музыку. Но в чём же феномен бардовской песни. Или авторской? Или бардовской?

Суть не в названии. Мне кажется, что всё дело в энергетике, в таком подчас запретном для теории музыки и поэтики шаманско-эзотерическом её воздействии. Можно слушать песню ушами и реагировать телом и «подсвечивать» фонариком сотового телефона. Можно слушать с чувствительностью влюблённого, художника, верующего или узника, скучающего по свободе. А можно просто оставить на потом рассуждения и уходить вслед за автором в неизведанное. И реакция зала – особый тому показатель. Не танцы тела, не сентиментальность или слезливость принятия-подачи, а соединение с авторским миром, его ценностями, плачем или торжеством его души. Бардовский зал – тихий зал. Реакция зала – благодарно-душевная. Порой и аплодисменты кажутся грубыми и неуместными. Хочется помолчать, подумать, пожить в авторском мире в тишине и размышлении. Как после притчи или молебна.

И, наконец, почувствовать кожей: убог мой язык, слова мои ничтожны, а тайна – не постигаема и не передаваема, поскольку «призванье интимно, оно не для сцены, и где его мера не знает оно…»

Новые веяние в песенном творчестве, в т. ч. в бардовской песне, надвигаются на нас десятым валом. И для меня остается неразрешимым вопрос: хранить традиции прошлого или не препятствовать их метаморфозам, которые часто путают с нововведениями, развитием, эволюцией, новым словом и пр. и пр. Всё хорошо, если бы не утрачивалась душа жанра, без которой она – новодел не из лучших.

Сам фестиваль «Цейский вальс» – фестиваль небольшого формата. Это не «Грушинский» с 300 тыс. поющих и гуляющих. Это пара сотен приезжих на его высокогорье. Может в этой его камерности его спасение. Святые и отшельники бегут от суеты людской. В определённом смысле «Цейский вальс» так же уходит в горы, чтобы к этим высотам поднялись только истинные поклонники и ценители. И время его проведения – сентябрь – далеко не курортный на высоте 2000 метров. Во время его проведения бывали и дожди, и холода, и грозы – и всё это «счастье» - одновременно! Может быть, это тоже нужно пережить как испытание, которое надо пройти, поскольку за этим походом и за этими испытаниями должно лежать нечто, что чище, краше и значительнее.

И крайне не хочется его «обогащать» софестивалями сыра, вина, народных промыслов и пр. и пр. Что-то этому препятствует внутри тебя. Невероятные горы, чистый сосновый лес и музыка. Та, которая звучала у туристских костров, в горах, лесах, на чистейших реках. Все остальное кажется лишним, наносным… Здесь и именно здесь, я уверен, «прячется» неоскорбляемая часть души, имя которой – ПОЭЗИЯ!

Гала концерт фестиваля этого года, после недели дождей и довольно холодного для Осетии сентября, прошел и вовсе под туманами и мокрым, плаксивым небом. Без звёзд. Без внешнего тепла. Но со звёздами на сцене и теплом их голосов и душ.

Так что же всё-таки есть авторская песня!? Кто знает…

А мы ищем, как это уже не один год делают авторы «ЛГ» Валентин Вихорев, Владимир Шемшученко (ниже приведено его стихотворение), Инга Макарова, чьи именные камни уже заняли свои достойные места в стене почёта фестиваля наряду с именными камнями таких мастеров жанра как Юрий Визбор, Юлий Ким, Сергей Никитин, надеясь, что их поиски помогут в обретении смысла жизни тем, «другим ребятам, которые за нами пойдут»… Так сказал бы и как почти дословно сказал Юрий Визбор, создавая в этих благословенным местах свою последнюю песню…

Владимир КАМЫШЕВ


___________________________________


Альплагерь «Цей»


1.

Изгиб, излом, и нет дороги…

Нелепо, как в дурном кино!

И вспоминается о Боге –

Ему всегда не всё равно.

Ревёт мотор на грани срыва.

Чуть-чуть назад… Вперёд… Вираж…

Налево – лезвие обрыва.

Направо – зубы скалит кряж.

Потеет на спине рубашка,

Как в зной из погреба вино…

Водитель – на бровях фуражка –

Хохочет… Чёрт, ему смешно!

И на заоблачном пределе

Последних лошадиных сил,

Скрипя мостами, еле-еле

Вползает в небо старый ЗИЛ.

А вдалеке печальный демон

Несёт домой пустой мешок…

Я – наверху! Я занят делом!

И мне сегодня хорошо!

И я живу… Ломаю спички…

Курю, как будто в первый раз,

И вредной радуюсь привычке,

И пелена спадает с глаз.

Здесь солнце на сосновых лапах

Качается, как в гамаке.

Здесь можжевельниковый запах

Живёт в болтливом ручейке.

Здесь, как гигантские тюлени,

Слезятся утром ледники.

Здесь тучи тычутся в колени

И тают от тепла руки,

И, выгибая рысьи спины,

Да так, что пробирает дрожь,

Рыча, царапают вершины…

И дождь вокруг! И сам я – дождь!


2.

Когда идёшь по краю ледника –

По грани, по излому тьмы и света –

И видишь, как рождается река,

Решись на шаг и сделайся поэтом.

И – вдребезги! И вот она – бери!

Она туман, сползающий со склона,

Она артериальной крови ритм,

Она вне человечьего закона.

Она растёт из сердца валуна

Под первыми весенними лучами,

Она нежна, как полная луна,

Из-за неё моря не спят ночами.

Возьми – она прожжёт тебе ладонь

И обернётся шумом водопада.

Она тебя ужалит – только тронь!

И ты умрёшь, но умирать не надо.

Ты сможешь, ты сумеешь – делай шаг,

Один короткий шаг… Какая мука!

И заново научишься дышать

И чувствовать губами привкус звука.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец Эпоха и лица
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS