Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 16 сентября 2022 г.

Комикс для суеверных

О книге Сергея Лебеденко «(не)свобода» размышляет Андрей РУДАЛЕВ.

16 сентября 2022

Сергей Лебеденко. (не) свобода: роман. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2022. – 416 с.

Речь идет об особом типе публицистического, журналистского высказывания, облеченного в подобие художественной формы, активно культивирующегося в постболотное время. Актуальность его весьма сомнительна, скорее, мы имеем дело с жонглированием устойчивыми идеологическими штампами, складывающимися в картину мира левиафанной реальности. Они выстраивают особую сигнальную систему, в которой вязнешь, как в тине.

Романом подобный формат высказывания можно назвать только с очень большой натяжкой, разве что ориентируясь на объем. Это вовсе не живописная и живая картина, к какой мы привыкли в художественной литературе, а комикс со своими стандартами, шаблонами, ходульными и картонными персонажами.

Комикс для суеверных, мнительных и внушаемых, пища для экзальтированной публики с выхолощенной способностью критического мышления. Поэтому в подобных произведениях не стоит мучительно искать ответы на вопросы. Они не повод для диалога и коммуникации, а лишь монолог, причем предельно назидательный, где все на поверхности, как 2х2=4. Подобие пережеванной пищи для лучшего усвоения – догматическое, идеологическое послание, погружающее читателя в особую матрицу, в которой у него создается ощущение безвариативности, тотальности представленной картины мира.

Ее суть в системе манипуляций, что литературное наперсточничество, рассчитанное на штампы восприятия, сигнальную систему и некритическое мышление. Конъюнктуру. Как митрополит, жующий безе, рассуждающий о духовности с долларовым счетом за пазухой. И из подобных лобовых приемов состоит вся книга, потому что читатель не должен ошибиться и обязан сделать правильные выводы в русле развертываемого канона.

Тут тебе и судья, мечтающая о сексе в совещательной комнате в перерыве судебного заседания... И кажущийся автору близкий к гениальности образ пуговицы, оторвавшейся от мантии все того же судьи, из-за чего «мантия превратилась в уродливый шлейф» и обнажила под собой обычный тренировочный костюм. Судья, осудившая электрика из ЖЭКа, который случайно оказался на митинге, случайно попал в замес. Электрик не боец, а, значит, обреченный: у него рак и колония станет для него убийственной, но осудившей на него «было наплевать». Судья отправила его в колонию, а после у нее самой дома прошел обыск: мужу инкриминируют мошенничество, и его взяли в заложники, чтобы супруга «правильно» осудила режиссера…

Предельный догматизм проявляется уже в названии, затем в первой строчке, которая закольцовывается с финальной. Главный принцип – читатель должен быть постоянно оглушен новыми фактами, приперт к стенке новой информацией и образами, выстраивающими жестко идеологическую картину мира. У него не должно быть возможности для сомнений и вопросов. Все они моментально переводятся в формат аморального, как попытка оправдания зла или несвободы. Читателю предлагается единственный выбор: или принять все представленное в тексте-послании за абсолютную истину, или… стать подельником зла.

Собственно, таков и метод управления протестными массами, которые попадают в ловушку «или-или», тоннельного черно-белого мышления, которые никогда не выйдут за старательно очерченные флажки. Иначе – паника, ведь раскроется территория не регламентированная, территория, не упорядоченная догмами и ими не объясняемая. Сложно сочиненная.

Но литература – все-таки иное: бесконечный спектр красок и вопросы, которые и составляют ее суть. Нам же предлагается манипулятивная идеологическая конструкция. Она ориентирована на молодых, кто уже в подобной сигнальной системе вязнет, кто воспитан на Дуде и прочих необычайно протестных блогерах, ставших для них безукоризненными менторами. Их и кормят догматикой и навязывают особые идеологические настройки, чтобы шли по ним, как ведомые за ручку. В современном литпроцессе подобного с избытком, и все выдается в качестве актуального и неимоверно смелого жеста-послания. На самом же деле – конъюнктура, лишь формально относящаяся к литературе.

Андрей РУДАЛЕВ

Тэги: Книги Спецформат Андрей Рудалев Сергей Лебеденко
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS