С 3 по 5 мая проходил «Книжный фестиваль на Енисее», посвященный славной дате – вековому юбилею Виктора Петровича Астафьева. В самом центре города, между Домом искусств и Красноярской краевой филармонией раскинулся десяток шатров. Горожан ждала большая книжная ярмарка, где были представлены 40 издательств со всей страны. Анонсировались и творческие встречи с писателями из Москвы, Донбасса, Хакасии, Иркутской и Костромской областей. Всего в программу вошло 125 мероприятий.
Фестиваль был проведен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Организаторами выступили министерство культуры Красноярского края, АНО «Новые горизонты», Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края.
Приветствуя участников форума, замминистра культуры Красноярского края Анжелика Трофимова отметила:
– Очень радостно осознавать, что Красноярск – город читающий. 1 мая, в день столетия нашего великого земляка в Овсянке открыт Национальный центр Виктора Петровича Астафьева – поздравляю всех с этим знаменательным событием!
На торжественной церемонии открытия выступили советник Президента России Владимир Толстой и губернатор Красноярского края Михаил Котюков. Национальный центр Виктора Астафьева на берегу Енисея – это без малого 3 тысячи квадратных метров, три этажа экспозиций, посвященных биографии и творчеству знаменитого сибиряка.
– Я уверен, что у этого центра очень хорошая правильная идея. В его создание вложили душу многие команды, хочу поблагодарить всех, кто это придумал, поддержал и воплотил в жизнь. Сегодня вместе с центром меняется Овсянка, которая вдохновляла Виктора Петровича. Развитие села будет продолжаться. Желаю нашему центру и его команде большого будущего, а всем гостям Овсянки радостных посещений. С праздником! – сказал глава региона в приветственном слове.
Об отношении к ушедшим незаурядным землякам кратко сказал с главной фестивальной сцены красноярский писатель Михаил Тарковский:
– Многое сделано, чтобы с честью подойти к юбилею, к великому празднику. Но оно как часто бывает? Уходит человек из жизни – и удаляется от нас, превращается в монумент, и мы забываем, что за глубокая, интересная личность жила и творила рядом с нами. Призываю подумать, какой завет Астафьев оставил всем россиянам…
Директор Луганской библиотеки Вера Клеймёнова сообщила:
– Недавно мы получили модернизированную модельную библиотеку, она носит имя Астафьева. Библиотечный фонд пополнился замечательными книгами Виктора Петровича. Таким образом, в нашем шахтерском краю теперь есть частичка Сибири, частичка Астафьева. Всем читателям и писателям желаю добра, мира, здоровья, счастья!
Астафьев в наших сердцах
Фестивальные мероприятия посетили красноярские литераторы Екатерина Малиновская, Мария Окунева, Михаил Мельниченко, Ульяна Яворская, Александр Ёлтышев, Марина Панфилова, Сергей Кузичкин, Никита ван Лахти, Михаил Стукалин, Елена Скуратова, Елена Шумкина, Анна Сладкова, тележурналисты Алевтина Сасова и Григорий Горячев.
Вспоминает поэт Михаил Мельниченко:
– Похороны Астафьева проходили в краеведческом музее. Декабрь, жуткий мороз, огромная очередь на улице – и никто не пытался проститься с классиком без очереди. На кладбище в Овсянке губернатор Лебедь долго стоял у гроба без шапки… Я был на торжествах в честь 95-летия Астафьева пять лет назад. Съехались писатели со всей страны, стояли шатры с угощением , один шатер снесло ветром, но никого это не огорчило, мы продолжили вспоминать добрым словом Виктора Петровича… Однажды в 80-е я привез в Железногорск Астафьева и Солнцева – встретиться с читателями. На КПП выяснилось, что Астафьев забыл взять паспорт. Он предъявил удостоверение депутата Верховного Совета СССР, но его все равно не пустили. Пришлось звонить мэру города Ивану Филипповичу Чуприне. После чего командир КПП распорядился: «Маша, пропусти, это наши писателя приехали!»
Многое значит астафьевская проза для молодого поэта Екатерины Малиновской, написавшей студенткой курсовую работу по двум рассказам, «Конь с розовой гривой» и «Зорькина песня».
– Гений, мощь Виктора Петровича – в его бессюжетности. Но в его текстах – метафизический сюжет. Сейчас я работаю над диссертацией по американской литературе середины ХХ века, где представлена такая же «бессюжетность». Поражает смелость суждений Астафьева, у него всегда была своя правда, как у тех же «битников». Его нельзя называть «деревенщиком», автором деревенской прозы – в этих рамках Астафьеву очевидно тесно. Он был человеком широких взглядов, его интересовала жизнь в самых разных проявлениях, вспомним хотя бы его распоряжение об исполнении определенного набора музыкальных произведений на своих похоронах. Считаю, его творческое наследие еще толком не изучено. Мне очень нравятся его «Затеси». А сейчас, накануне Дня Победы, захотелось перечитать военную прозу Астафьева.
Неуловимое, неосязаемое
В первый день фестиваля Екатерина Малиновская представила новую книгу стихов 2020-2023 годов «Невидимые лягушки», выпущенную в столичном издательстве «Формаслов» – с предисловием воронежского поэта Павла Сидельникова.
– В журнале «Формаслов» у меня было две публикации. Я дружу с командой этого издательства, мне нравятся книги, которые они выпускают. Сборник получился в трех частях, в каждой - рисунки Виталия Лысенко, выпускника Британской школы дизайна. У книги должен быть свой голос, не стоит впихивать в нее все подряд. Стихи у меня идут с самого детства. Первая публикация была в студенческом альманахе в 2012 году. Пишу как силлаботонику, так и верлибры – вообще, люблю эксперименты. Планирую написать роман о школьном учителе – в связи с тем, что много лет вела уроки русского языка и литературы в лицее №1. В числе моих учеников была внучка Астафьева, сейчас она студентка актерского факультета Сибирского государственного института искусство имени Хворостовского, – сообщила Екатерина.
Название сборнику дало стихотворение «Невидимые лягушки» – верлибр, посвященный 93-летнему дедушке Екатерины, зарисовка о забытой даче, где в детстве купались в железном баке с водой для полива.
– Стихи как те же лягушки в траве, которых не видишь, а слышишь только звук прыжков. С большом трудом найдешь одну лягушку – а он тут же снова ускачет в траву! Сочиняя стихотворение, до концовки надо дорасти – чтобы удивить читателя в третий раз, после зачина и кульминации, так нас учат на семинарах. Я пишу быстро. Важно, чтобы все слова встали на свои места. Однажды поэт Виталий Пуханов в моем тексте поменял местами вторую и третью строфы – и в стихотворении возник совершенно другой сюжет, для меня это стало открытием! – рассказывает поэтесса.
Екатерина намерена продолжить знакомить горожан со своей новой книгой. Совсем скоро, в июне, в рамках фестиваля искусств «Территория» пройдет поэтический слэм. Малиновская намерена прочесть на турнире большой верлибр «Формулы» – как раз из книги «Невидимые лягушки».
О Тотальном диктанте и не только
4 мая в рамках форума были подведены итоги краевого конкурса «Книга года-2003». Второй год подряд Гран-при присуждается минусинскому литературно-художественному альманаху «Енисейская Сибирь» (директор – Сергей Ошаров). Наградили и победителей краевого конкурса видеороликов «Я читаю Астафьева».
Известный красноярский журналист Олег Нехаев представил том «Виктор Астафьев. Праведник из Овсянки» в серии «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия». Дочь Виктора Петровича, Анастасия Астафьева, приехавшая из Костромской области, привезла сборники своей прозы «Глафира и президент». О том, как увековечивают память об отце, Анастасия сообщила следующее:
– В столичном МХТ много лет идет спектакль «Пролетный гусь» в режиссуре Марины Брусникиной. В Губернском театре, где худрук Сергей Безруков, поставили «Веселого солдата». В Красноярске лет 20 назад выпустили балет «Царь-рыба», это поразительный факт. Как сообщила исполнительный директор Фонда Астафьева Дарья Мосунова, на днях губернатор пообещал поддержать финансирование фонда, который едва не закрылся. Но вот улицы имени Астафьева нет ни в Вологде, ни в Красноярске, ни в уральских городах и поселках, не чужих писателю. Олег Нехаев посетовал, что много лет астафьевский архив лежит неописанным… Закончу на позитиве: 21 мая в Москве, в Доме Ростовых, АСПИР проведет большое мероприятие, посвященное юбилею отца «Год лейтенантской прозы: «Веселый солдат»». Это хорошо. Вот Шукшин на наших глазах превращается в кружечки и маечки. Не хотелось бы повторение этого в случае с Астафьевым.
В продолжение темы, затронутой Анастасией, хочется отметить, что в ходе фестиваля озвучили радостную весть: в начале июля в Красноярске состоится форум «Литературный треугольник», посвященный трем сибирским знаменитостям – Астафьеву, Шукшину и Распутину. Так что число читателей наших классиков обязательно вырастет.
Две творческие встречи провела известный московский прозаик Анна Матвеева, впервые приехавшая в Красноярск. Матвеева, автор Тотального диктанта-2024, отметила:
– В этом году Тотальному диктанту 20 лет. Ранее с ним сотрудничали Юзефович, Степнова, Яхина, Авченко, Иванов... К слову, Алексей Иванов написал образцовый текст для диктанта. А мой текст – не очень сложный. Сын со своей девушкой получили пятерки (улыбается). Как известно, диктант состоит из четырех разных частей – чтобы из-за разницы во времени в нашей большой стране у жителей европейской части страны не было преимущества перед дальневосточниками. И написать эти небольшие четыре части, объединенные общим замыслом, было непросто. Выполнить эту задачу мне показалось интересным, я не халтурила. Нельзя не признать: Тотальный диктант меняет статус писателя. Читательская аудитория автора диктанта заметно расширяется. Очень интересно, кто и о чем напишет текст для Тотального диктанта в следующем году!
Далее Анна Матвеева поделилась новостями:
– Скоро выходит вторая книга «Картинных девушек», там представлены, к примеру, работы таких художников, как Веласкес и Зверев. Готовится к выходу коллективный сборник современной прозы «Тело», участвую в нем с одним рассказом. Начала писать новый роман – о том, как человек ищет новые тропки в своей жизни. Не знаю, как дело пойдет. Вообще, миллион сюжетов у меня так и не стали текстом. Ничего страшного. Видимо, я как автор не готова к полной откровенности. Есть темы, на которые писать преждевременно.
В завершение писательница рассказала о своих сильных читательских впечатлениях . Матвеева выделяет новый роман Юзефовича «Поход на Бар-Хото»» («это лучшая книга Леонида Абрамовича, огромная удача автора, потрясающее произведение, всем горячо рекомендую») , первый том воспоминаний известного художника Михаила Шемякина («чтение не для слабонервных») и рассказ Светланы Волковой «Великая любовь Оленьки Дьяковой», («где поразительно достоверно описан Петербург»). А первая любовь у юной читательницы Ани случилась с романом Дюма «Три мушкетера», после чего Матвеева по-новому ощутила и французскую историю, и французскую культуру. Аня научилась читать очень рано, и читала все подряд, помня, какая цитата на каком месте страницы находится.
– В свое время на меня сильно повлияла Тэффи, и я, молодой автор, неосознанно пыталась ей подражать. Удивительно, но и сейчас ее тексты не прокисли! И немного о прогрессе. Электронная книга действует на читателя особым образом, я плохо запоминаю текст в ней. Но для чтения в самолете электронная книга это выход, ведь не повезешь с собой чемодан книг. Знаю автора, написавшего роман на своем телефоне – удивительный факт, конечно. Вообще, мир очень изменился. Все кинулись отключать домашние телефоны. А если отключится интернет и сотовая связь – что делать будем, к соседям бегать звонить? – заявила Матвеева.
После Красноярска у Матвеевой ближайшие выезды в три города – Мурманск, Санкт-Петербург и Уфу.
На круглом столе о проблемах литературного процесса выступили пять писателей. О том, что писатель не должен снижать требования к себе, говорили Андрей Антипин (Иркутская область), Олег Нехаев (Красноярск) и Татьяна Алюшина (Москва).
Участник СВО, Игорь Немодрук из Донбасса, автор повести «Поле Куликово» (о трагедии в одесском Доме профсоюзов), подчеркнул:
– В СССР был довольно высокий общий уровень литературы, книги заставляли читателя расти как личность. При капитализме планка качества стала опускаться.
Красноярец Михаил Тарковский продолжил:
– Вот уже 30 лет наблюдается тотальное уничтожение образа великой русской литературы. А мне хочется сохранить в себе этот образ – как свечечку горящую. Да, литературу превратили в попсу, в товар, интернет пестрит объявлениями «Как за месяц стать популярным писателем» и прочей ересью. Таким образом, у сограждан сформировался невзыскательный читательский вкус!
Нам вопрос, что делать, Немодрук ответил:
– Надо менять информационную политику государства. Еще одно важное наблюдение: дети берут пример с родителей. Но если взрослые в семье читают ерунду – то требовать от ребят?
Тарковский резюмировал:
– Весь сыр-бор – вокруг вопроса русской национальной идентичности. Не так давно Николай Бурляев организовал «Культурный фронт». Хорошее дело, но этого мало. Надо идти на серьезный разговор с министром культуры Российской Федерации.
Увы, при всем желании про майские торжества в честь юбилея писателя нельзя сказать, что праздник удался. Да, открыт Центр Астафьева, по всему Красноярску висят баннеры с портретами классика, отметила 30-летний юбилей местная библиотека имени Астафьева. Но вот на самом фестивале не наблюдалось большого количества поклонников астафьевской прозы. Мелкий беспрестанный дождь отпугнул публику, замочил книги. Был отменен ряд мероприятий – в том числе концерты красноярских поэтов. Возможно, имело смысл подумать о том, чтобы оперативно перенести не две встречи, а весь форум в близлежащий музей или филармонию. Астафьев бы не обиделся, это точно.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото автора