В конце августа в Ясной Поляне прошла четвёртая Школа литературной критики имени В.Я. Курбатова. На этот раз она продлилась на два дня дольше, чем обычно, поскольку плавно слилась с традиционными яснополянскими писательскими встречами.
Впрочем, обо всём по порядку.
Нынешняя Школа литературной критики – уже четвёртая по счёту, что лишний раз доказывает: критики нашей стране нужны. Но и Школа нужна потенциальным критикам: на сей раз было подано 140 заявок из 34 регионов страны. И ещё одна особенность этого года: Ясная Поляна – место крайне вдохновляющее и гостеприимное, потому на вторую-третью Школу некоторые участники подавали заявки повторно. И существовала вероятность, что и в этом году среди критиков будет высок процент, так сказать, старожилов. Но нет, состав участников обновился радикально. И заметно помолодел – приехали и совсем юные критики.
Как известно, всякая учёба зиждется на двух китах – теории и практике. Теоретическая часть была за лекторами из различных сфер литературной жизни. Так, литературный обозреватель Forbes Наталья Ломыкина рассказала участникам о тонкостях и нюансах, необходимых для написания хорошей рецензии. Профессор РГГУ, директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий Бак прочёл лекцию «Литературно-критические практики и форматы: история и современность». Книжный обозреватель журнала «Правила жизни» Максим Мамлыга поведал слушателям об особенностях российского книжного мира, а также провёл мастер-класс по написанию ультракоротких рецензий: для зоила умение чрезмерно не растекаться мысью по древу – великое дело. Татьяна Соловьёва, заместитель главного редактора журнала «Юность» и главред издательства «Альпина.Проза», раскрыла младокритикам тайны отечественного книжного рынка. Продюсер подкаста премии «Ясная Поляна» Евгения Власенко рассказала об опыте создания подкастов и особенностях работы над ними – важное и не последнее для нынешних времён знание. А ваш покорный слуга, до этого трижды посещавший Ясную Поляну в качестве слушателя Школы, дебютировал в роли мастера с лекцией «Куда податься начинающему критику?».
Не менее насыщенной стала и практическая часть. Молодые критики разбились на четыре группы – по числу семинаров, которые вели Павел Басинский, Алексей Варламов, Дмитрий Бак и Владислав Отрошенко. Сначала мастера вместе с участниками разбирали конкурсные заявки последних – тексты, анализирующие работы, записи и письма Льва Толстого, объединённые темой снов. А затем были тщательно препарированы рецензии «студентов», написанные на книги полуфиналистов премии «Ясная Поляна» («Батюшков не болен» Глеба Шульпякова, «Голод» Светланы Павловой, «Поход на Бар-Хото» Леонида Юзефовича, «Улан Далай» Натальи Илишкиной).
Но для критика, помимо навыков и знаний, очень важно и погружение в литературный контекст времени. И потому абсолютно правильным видится пересечение, почти слияние Школы с писательскими встречами. Такое вот ноу-хау этого года, реализованное руководителем проекта Анастасией Толстой. Молодые критики и маститые писатели провели вместе два последних дня: общались, задавали друг другу вопросы, сидели за одним столом и даже играли в футбол – такой вот живой и настоящий литературный процесс.
Сами же писательские встречи начались с традиционных речей у знаменитой Веймутовой сосны. Как отметил неизменный вдохновитель яснополянской литературной истории, председатель премии «Ясная Поляна» Владимир Толстой, когда-то здесь собирались Лев Аннинский, Андрей Битов, Виктор Лихоносов, Валентин Курбатов... Но и сегодня писательские встречи продолжают собирать известных авторов – Евгения Водолазкина, Леонида Юзефовича, Максима Замшева, Андрея Рубанова, Дмитрия Данилова и других. Два дня писатели читали друг другу и молодым критикам рассказы и эссе, доклады и лекции. Контрапунктом большинства выступлений были сновидения, что было задано ещё темой конкурсных работ потенциальных участников Школы критики.
И когда 30 августа писатели и критики, давно перезнакомившиеся и оживлённо беседующие, отправились на общем автобусе из Ясной Поляны в Москву, подумалось: так и выглядит подлинное литературное взаимообогащение. Как говаривал герой Льва Николаевича Толстого, «сопрягать надо… пора сопрягать».