Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 12 октября 2024 г.

Критики встретились в Маслянино

Состоялось 9-е межрегиональное совещание авторов Сибири и Дальнего Востока

12 октября 2024

С 8 по 11 октября в Новосибирской области проходило 9-е межрегиональное совещание авторов Сибири и Дальнего Востока. В нем приняли участие 12 критиков: Алексей Колобродов (Москва), Михаил Хлебников, Михаил Косарев, Юрий Татаренко, Евгений Соснин (Новосибирск), Валерий Иванченко, Надежда Воронова (Барнаул), Андрей Королев (Кемерово), Инна Ким (Новокузнецк). Ещё трое выступили дистанционно – Елена Сафронова (Рязань), Кирилл Анкудинов (Майкоп), Василий Ширяев (Петропавловск-Камчатский). Организатором форума традиционно выступила редакция журнала «Сибирские огни» – при поддержке министерства культуры НСО.

Было проведено 5 круглых столов: «Портрет современного критика», «Особенности формирования сознания современного читателя», «Критик и писатель: история взаимоотношений», «Современная жанровая критика: проблемы формы и стиля», «Критика: открытие новой территории».

– Нужно оживлять литпроцесс, это могут сделать только критики! Об этом говорилось в Москве, на сентябрьской конференции «Большой стиль». Назрела необходимость в появлении критического журнала – где ещё читатель встретит спектр мнений? Гонорары критикам нужно увеличить минимум в 3-4 раза, в целом это небольшие деньги для государства. Любой прозаик может год прожить на гречке и написать роман, за который получит много денег. А на что рассчитывает критик, берясь за работу – что его статью назовут гениальной? Критиков сегодня очень мало, это объективная картина, – подчеркнул главный редактор «Сибирских огней» Михаил Хлебников.

Известный столичный критик Алексей Колобродов отметил:

– Главное сегодня – не литературный арбитраж. Пора начать осмысление новой литературы, которая появилась и набирает силу после известных событий 2014 года и последующей за ними СВО. Сегодня литература стала снова сближаться с народом, стала вновь ему интересна. Ещё совсем недавно на поэтические вечера приходили десяток слушателей, а сегодня – ажиотаж, патриотическая поэзия собирает сотни человек. Появляется интересная проза: «Донецкое море» Валерии Троицкой, «Собиратели тишины» Дмитрия Филиппова, «Я здесь не женщина, я фотоаппарат. Фронтовые записки» Анны Долгаревой, «Осень добровольца» Григория Кубатьяна и другие книги. Сняты два неплохих фильма: «20/22» и «Позывной «Пассажир», с достойными актерским работами и хорошо снятыми батальными сценами. Надеюсь, будут выходить новые, более совершенные киноработы на военную тему.

Елена Сафронова на вопрос «Чего не хватает современному критику?» ответила:

– Понимания особенностей нашей профессии. Есть мнение, что критика должна открывать новые имена, продвигать книжные новинки – это неправильно. Нам нужно переламывать сложившееся потребительское отношение к литкритике, которой сейчас не хватает социализации. к сожалению, сотрудничество критиков и толстых литературных журналов – не системное, особенно в регионах... Важнейшие вопросы бытия могут подниматься и в рамках развлекательной литературы. Нет высоких и низких жанров, есть хорошие и неудачные произведения. Я готова рецензировать и детективы, и любовные романы. Другое дело, что литкритика обществу сегодня в принципе не очень-то нужна.

Говоря о жанровой литературе и дефиците внимания критиков к ней, Евгений Соснин признал:

– У Толкина нет ни одного штампа! Его книги – не сказки, не мифология. Его творчество – глубокая рефлексия о первой мировой войне, в которой он участвовал. Толкин не отменяет Ремарка, а блестяще, мастерски дополняет его.

Михаил Косарев заявил:

– Принято считать, что хорошая книга – та, что хорошо продается. Но это не так! Это может и должен разъяснить критик. А главное, что должно быть в критическом тексте – мысли. Критик – это прежде всего личность.

Любопытную статистику озвучила замдиректора НГОНБ Елена Волобоева:

– По данным исследований 2023 года, основные читательские категории в библиотеках – это 40-49, 50-59 и 60-69 лет, сельское население Новосибирской области читает больше городских жителей, доля бумажных книг – 41%, аудиокниг – 10%, электронных – 6%. Худлитом интересуются 35%, нон-фикшеном 9%, учебной литературой – 23%.

Михаил Хлебников резюмировал:

– Порадовала география участников форума: от Камчатки до Адыгеи. Ранее совещания критиков проходили в формате семинаров, литературной учебы. Сегодня точка роста пройдена. У нашего журнала появляется круг постоянных авторов. Цель нынешнего совещания – обсуждение новых творческих задач для критиков и обмен мнениями по актуальным проблемам отечественного литпроцессе.

Видеоматериалы с круглых столов в скором времени будут выложены в интернете – на страницах журнала «Сибирские огни» в соцсетях.


Юрий ТАТАРЕНКО

Фото автора


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS