Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 28 марта 2021 г.

Куда уводят мечты

О концерте Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан в московском «Зарядье» рассказывает Наталья КОЖЕВНИКОВА.

28 марта 2021

В московском «Зарядье», а затем в Концертном зале Мариинского театра прошел концерт Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан под управлением его художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста России и Татарстана Александра Сладковского. Концерты стали презентацией нового бокс-сета «Сергей Рахманинов. Симфоническая коллекция», чья запись была осуществлена на лейбле Sony Classical в августе 2020 года.

Оркестр, отмечающий в этом году свое 55-летие и 10-летие под руководством Александра Сладковского, заслуженно считается «брендом» Республики Татарстан. Это уже не первая масштабная запись коллектива – выпущены собрания симфонических сочинений Чайковского и Шостаковича. Однако идея показать оркестровые сочинения Рахманинова в одном собрании от его ранних партитур до зрелых произведений американского периода, прослеживая эволюцию оркестрового стиля композитора – как ни странно, оригинальна. Существуют огромное количество записей рахманиновских фортепианных концертов, но не симфоний.

У самого Сладковского отношение к Рахманинову особо личное, эта музыка его воспитывала, вела и сопровождала по жизни, «озвучивая» самые важные поворотные моменты в дирижерской карьере. «Симфонического Рахманинова не так уж часто играют, потому что при всей видимой легкости оркестрового письма его тяжело собирать концептуально, оркестр должен быть высочайшего класса, мощный, иметь качественных солистов и богатые струнные», – поделился в беседе маэстро.

3.JPGПоэтому и запись симфонических сочинений Рахманинова и сам концерт стали событием. Открыла его фантазия «Утес» – первое симфоническое сочинение, написанное 20-летним композитором, ему предписывают два эпиграфа – строчки стихотворения Лермонтова «Ночевала тучка золотая» и рассказ Чехова «На пути». Музыка, конечно же, никоим образом не иллюстрирует программу, но слышны в этом сочинении и пейзажные изобразительные моменты, которые показали, что оркестр способен живописать звуками и создавать атмосферные картины, и передавать порывы настроений мятущейся души в поисках покоя. При этом, Сладковский со своим оркестром мастерски держат внимание, создавая интригу для слушателя и драматургически выстраивая структуру и динамику движения к кульминации. Хотя в выпущенных дисках нет концертов, но в программу презентации был включен образец этого жанра. «Первый фортепианный концерт был любимым концертом моей мамы, она его играла на двух роялях со студентами, и я помню себя, сидящим под роялем, когда звучала эта музыка. Можно сказать, я впитал страсть к этой музыке с самого раннего детства», – объяснил Сладковский.

Первый фортепианный концерт также написан Рахманиновым еще в пору студенчества. И нерву этого сочинения вполне соответствует манера исполнения его 16-летней пианисткой Евой Геворгян по юношеской порывистости, некоторой спонтанности, нарушающей строгие рамки формы. Может быть, исполнительнице немного не хватило пианистической силы в руках, чего требует рахманиновский стиль, и она, особенно в первой части, компенсировала это ударностью. Наиболее удачными моментами оказались лирические фрагменты концерта, например, вторая часть, большей частью сольная с очень приглушенным аккомпанементом, с покоряющей певучей нежностью и поэтичностью рояля.

Оркестр при всей своей мощи, ощущаемой почти как стихийная сила, хотя и четко организованная, – показал себя достаточно деликатным партнером в ансамбле с пианисткой.

Исполнение Второй симфонии в полной мере продемонстрировало мастерство оркестра и объяснило, почему именно этот коллектив удостоился чести записать все симфонические сочинения Рахманинова для престижного лейбла: пластичность звуковедения, фразы бесконечного дыхания, объемность звучания оркестра, непрерывность мысли, но при этом четко выстроена структура. Дышит вся оркестровая ткань словно это – огромный океан, водная стихия, когда даже в спокойном состоянии чувствуется гигантский объем масс, в мелкой ряби – проявляется тревожность, и вдруг ниоткуда – нарастание огромных волн.

2.JPG«Это невероятный контраст от абсолютного пианиссимо и совершенно неповторимой лиричности до абсолютно зверских кульминаций, в которых Рахманинов, на мой взгляд, предвосхищает все самые страшные события начала и середина ХХ века: революции, Гражданской и Отечественной войн, репрессий. Он видел гораздо дальше, чем то время, в котором он жил», – говорит дирижер. И затем добавляет: «Я реализую мечты, имея в руках инструмент – оркестр, которому сейчас подвластно абсолютно все, и я этим очень горжусь. Мы каждый год делаем записи. Создаем летопись оркестра и летопись истории Татарстана».

 

Наталья КОЖЕВНИКОВА, Санкт-Петербург


Фото И.Шымчак

Тэги: Спецформат Музыка Классика Александр Сладковский Сергей Рахманинов
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я русская»

    16.10.2024
  • Сочи. «Сириус». Аплодисменты

    20.06.2024
  • «Онегин, добрый мой приятель, родился…»

    24.05.2023
  • Портал в мечту

    17.04.2023
  • Мемориальный концерт

    29.03.2023
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS