23 мая мы узнали имена лауреатов Патриаршей литературной премии. Это – Дмитрий Володихин, Александр Стрижев и Михаил Тарковский. Что объединяет лауреатов этого года? Они – каждый на своем месте, в своей области – делают для родной страны и для родной культуры то, что в их силах.
Мы знаем Дмитрия Володихина как профессионального историка, замечательного писателя, профессора Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, преподавателя, способного проводить полезные, интересные, информационно насыщенные занятия для аудитории любого возраста.
Мы знаем Александра Стрижева как по-настоящему образованного, разностороннего, компетентного в разных областях человека. Пока о Церкви, о духовности нельзя было говорить открыто, в своих фенологических очерках Стрижев напоминал читателям о христианской духовности, вплетая это в рассказы, очерки, наблюдения о природе и ее изменениях. Как только стало возможно говорить о христианстве больше, он стал писать о русских духовных писателях, о православной педагогике.
Мы знаем Михаила Тарковского как прозаика, поэта, публициста, как человека, стараниями которого на русской земле появился еще один храм.
Все три писателя внесли весомый вклад не только в литературу, но и в русскую культуру в целом. Но сегодня мы говорим о них как о лауреатах Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, поэтому на первый план выходят их книги.
Произведения Михаила Тарковского ценны тем, что заставляют читателей вспомнить, подумать о самом главном, об основах, на которых стоит наша жизнь. Его герои не боятся быть не такими, как большинство. Они не хотят просто плыть по течению, бездумно веря тому, что говорят с экранов, пишут на страницах газет, журналов, в интернет-изданиях и блогах. Это люди, которые не ленятся размышлять сами, и выводы их нередко не совпадают с тем, как сейчас «принято» думать.
Учитель Сергей Иванович из его повести «Полет совы» в разговоре с коллегами эмоционально убеждает их: «Ведь есть же вещи главные и элементарные! Основы любой цивилизации! Ведь только в американских фильмах побеждает одиночка – вранье полное, и все прекрасно знают, что побеждает дружная слаженная семья! Поэтому: фундаментальные основы. Народность, семейность, ответственность за свою землю, православное сострадание, любовь ко всему этому, – я повел рукой, – что с детства вокруг, что в наших книгах!.. И добро наконец!»
А еще в повести Михаила Тарковского есть удивительный по своей краткости и точности совет, который можно было бы дать любому человеку в нашей стране, который делает важный выбор, сомневается в чем-то: «Всегда представляйте наших предков… Что они скажут…»
Ощущение своей ответственности как перед предками, так и перед потомками – важнейшая составляющая совести человека и его подлинной порядочности. Это должно бы стать безусловной нравственной нормой. И ею нужно руководствоваться как в судьбоносных решениях, так и в повседневных мелочах. На самом деле – в мнимых мелочах. Потому что то, что человек сделал не задумываясь, между делом, он потом может мечтать изменить, но это уже невозможно, увы. И человеку стыдно перед предками, совестно перед потомками, но «отменить» сделанное когда-то он не может. Особенно горько, когда это что-то разрушенное, не сохраненное из прошлого в будущее, выброшенное по недостатку ума и опыта «за ненадобностью».
Человек стремится в дальние страны: повидать что-то экзотическое, необычное. Но сплошь и рядом не замечает, сколько чудесного происходит совсем рядом, в его родных краях. Александр Стрижев много сделал для того, чтобы помочь людям по-настоящему увидеть, узнать родную природу. Он не устает напоминать, что роль живой природы как наставника важна и неоценима для взрослых и детей. Для детей особенно: «И уж совсем велика радость узнавания у детей – этих неустанных «почемучек», которым тайны природы открываются не сами по себе, а только с помощью взрослых. Совершать фенологические прогулки, вообще-то говоря, под силу каждому родителю».
Александр Стрижев не только дает общие рекомендации, но и предлагает конкретные советы, как лучше знакомить юного человека с природой: «Спокойный, ненавязчивый тон бесед, предоставление ребенку значительной самостоятельности в выборе тем разговора, покровительственное отношение к животным и растениям – такое общение с природой становится для ребенка притягательным, неизгладимым. Иногда даже не рассказ, а всего лишь оброненная фраза запоминается ему надолго, потому что фенологическая прогулка как бы обостряет интерес ко всему… Разумеется, во время фенологической прогулки ни один интересный вопрос не следует оставлять без ответа. Но еще важнее, пожалуй, уметь поддерживать в детях радость открытия или находки».
Александр Стрижев немало сделал и для того, чтобы заново открыть для современников те страницы родной культуры, которые были какое-то время под запретом или оставались неизвестными. Напомню, что он писал о святых, о русских духовных писателях. В то же время он автор очерков о писателях-натуралистах. Вклад Александра Стрижева в культуру по-настоящему многогранен.
Что значат в жизни человека книги? Особенно лучшие художественные произведения, созданные на родном ему языке? И что значит знание или забвение родного языка, родной речи? В рассказе «Слишком человеческое» Дмитрий Володихин показывает читателям, что могло бы быть со страной и человеком, если бы история пошла по-другому, если бы была взята Москва и победил фашизм… После встречи с одним из известных фашистов русский подросток (из «народов 4-го класса») проникается его идеями, фашист становится для него образцом, его идеи воспринимаются как правильные, определяют путь выросшего мальчика, теперь уже молодого человека. Фашизм калечит сердца и умы как победителей, так и побежденных. Дмитрий Володихин показывает, что происходит с совестью, стремлениями, умом молодого человека, мечтающего теперь достичь уровня «слуги 1-го класса», показывает, как старательно он стремится отказаться от «слишком человеческого», уничтожить его.
В числе того, что он готов теперь отдать на уничтожение (одновременно рассчитывая получить за это награду), книги. Когда-то, еще до веры в фашистскую идеологию, молодой человек Иван, ставший теперь Вильгельмом, вместе с любимой девушкой Катей спрятали в тайнике небольшую стопку русских книг – классики. Они старались уберечь их, т. к. эти книги были бы уничтожены фашистскими властями, если бы были найдены.
Герой Дмитрия Володихина знает, что для той власти русская классика – запретные книги. Знает он, что их почти не осталось, за послевоенные десятилетия многое уничтожено. Но то, что они редки, подогревает его надежды на награду, если сдать книги властям. Вильгельма не останавливает, что тайник они делали с Катей, что это их общие книги, не останавливает и то, что Катя достает эти книги и читает их. Стремление выслужиться перед фашистским начальством затмевает все. Он готов отказаться от родного дома, от родителей, от чувств к Кате, от книг на родном языке… Даже родной язык он стал забывать. Он не помнит некоторые буквы, не может правильно прочитать имена авторов книг, которыми еще совсем недавно дорожил. И это тоже еще одно свидетельство его предательства и нравственного падения. Отношение к лучшим произведениям, созданным на родном языке, отношение к книгам – это тоже лакмусовая бумажка, способная показать нравственный уровень человека. Об этом говорит читателю Дмитрий Володихин.
Лауреаты Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 2019 года еще раз напоминают современникам: надо любить свою Родину, любить свой народ, не отказываться от своих корней, знать свою историю и передавать эти знания следующим поколениям.
Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ