Мои дети любят слово «лайфхак» – это такие народные хитрости, облегчающие жизнь человека, ими азартно делятся в соцсетях. Захотелось и мне раскрыть один лайфхак, полезный москвичам, да и вообще поучительный.
Недалеко от Курского вокзала в глубине тихих дворов находится уютный ДК «Гайдаровец» в очень интересном и красивом здании. Не все москвичи его знают, но, наверное, это один из самых старых домов, переживший пожар 1812 года.
А лайфхак состоит в том, что «Гайдаровец» проводит летнюю «оперно-симфоническую Лабораторию» с названием (оно не должно пугать) «New Opera World». Со всей страны (а до пандемии и из многочисленных стран мира) съезжаются начинающие оперные певцы и музыканты – фантастически талантливая оперная молодежь.
С ними проводят занятия авторитетные отечественные и европейские педагоги, дирижеры, режиссеры музыкальных театров и, что важно, отборщики исполнителей для иностранных и российских театров. Но нас, простых москвичей, педагогическая составляющая интересует меньше, нам важно, что эти будущие звезды мировой оперы каждый год (уже 6 лет подряд) ставят в летнее межсезонье по две оперы – русскую и итальянскую. Раньше их показывали на Камерной сцене Большого театра (Театр имени Б.А.Покровского), а в этом году на Малой сцене Московского академического Музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко.
Вход в «Гайдаровец» по факту свободный (только вежливые сотрудники ДК измеряют температуру). Каждый из нас может прийти, сесть тихонько в уголке и наблюдать волшебство: как из усилий сотен людей разных профессий в спорах и творческих муках рождается полноценный оперный спектакль. А во время перекуров в уютном тенистом дворике можно просто поговорить с создателями чуда настоящей большой культуры и убедиться, что разговоры про гибель российской культуры – просто штамп, безосновательная, по сути, аберрация восприятия.
Там можно увидеть своими глазами, как талантливая, весёлая (как и положено возрасту) молодежь ставит два шедевра мировой оперы: «Снегурочку» Римского-Корсакова и «Любовный напиток» Доницетти. И всё это – в июльской Москве, скучающей без разъехавшихся по гастролям театров. Оперная молодежь симпатична именно этим сочетанием ответственного отношения к великой культуре и задорностью молодости, озорством.
Да и оперы весьма актуальны. Замечательный режиссер Андрей Цветков-Толбин превращает «Снегурочку» в рассказ о закрытых во времена коронавируса фестивалях (но нет, это не трагедия «пира во время чумы», это насмешливая, шаловливая игра). А сама фабула «Любовного напитка» напоминает зрителеям об интернет-дискуссиях про новые стандартах маркировки игристых вин.
Варваризация интернета и телевидения с их поверхностностью, вульгарностью и легковесностью, помимо прочего, сыграла с общественным мнением (да и властями) злую шутку – многие поверили, что наша публика не любят высокое искусство. Но это совсем не так, достаточно дойти до «Гагаринца», чтобы убедиться в обратном. Парадокс: в Москве, наоборот, не хватает оперы. Шести московских оперных площадок городу мало – практически на любом оперном спектакле аншлаги. А значит, музыкальным театрам можно особенно не стараться, ведь голодная публика раскупит билеты в любом случае.
В России 21 вокальное училище, ежегодно они выпускают около 400 оперных певцов. Возникает довольно острая проблема трудоустройства молодых артистов и музыкантов. На их подготовку потрачены немалые деньги, но многие уезжают на Запад, создавая славу иностранной опере. Поэтому кажется вполне разумным сделать больше оперных площадок, увязав их количество со зрительским интересом и количеством безработных выпускников музыкальных училищ.
Верно: опера – очень дорогое искусство, на самоокупаемость ее вывести невозможно, но опера – искусство крайне престижное, и руководители регионов с развитым музыкальным театром могут гордиться своими успехами в культурной политике. Власти Москвы – люди просвещенные, думаю, им вполне хватит бюджетных средств открыть в городе еще пару-тройку камерных оперных театров.
Руководители летней лаборатории Анна Селиванова и Екатерина Карпова резонно замечают, что летом в московских парках можно будет ставить открытые общедоступные оперные спектакли, и для этого не нужны большие бюджетные расходы, тем самым мэрия Москвы, да и руководители других регионов, смогут увеличить, говоря казённым языком, «количество и качество оказываемых гражданам государственных и муниципальных услуг в области культуры» и «повысить эффективность использования государственного имущества».
Если откровенно, в городе есть площадки, где выступают никуда не годные коллективы. Их можно легко превратить в камерные оперные сцены, благо, лучший в мире камерный музыкальный театр находится именно в Москве, именно у нас в городе знают, как делать маленькую по размерам, но большую по качеству оперу.
А у стенающим по гибели большой русской культуры хочется спросить: где вы увидели кризис? Может быть, вы просто не знаете, где эта культура процветает? И путаете ценности культуры с поисками бюджетного финансирования, нужду выдавая за добродетель?
Лучше воспользуйтесь моим лайфхаком, доедьте до «Гайдаровца» и посмотрите, как эту культуры развивает талантливая молодежь со всей страны. Или купите билет и сходите на спектакли – высокое искусство от вас на расстоянии вытянутой руки.
«Снегурочка». 23, 24, 25 июля 2021 года Сцена МАМТ им. К.Станиславского и Вл. Немировича-Данченко.
«Любовный напиток». 20, 21, 22 июля 2021 года. Малая сцена МАМТ им. К.Станиславского и Вл.Немировича-Данченко.
Саид ГАФУРОВ