Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 14 июля 2021 г.
Искусство Культура

Лайфхак: опера – бесплатно

Слухи о гибели российской культуры сильно преувеличены, полагает Саид ГАФУРОВ.

14 июля 2021

Мои дети любят слово «лайфхак» – это такие народные хитрости, облегчающие жизнь человека, ими азартно делятся в соцсетях. Захотелось и мне раскрыть один лайфхак, полезный москвичам, да и вообще поучительный.

Недалеко от Курского вокзала в глубине тихих дворов находится уютный ДК «Гайдаровец» в очень интересном и красивом здании. Не все москвичи его знают, но, наверное, это один из самых старых домов, переживший пожар 1812 года.

А лайфхак состоит в том, что «Гайдаровец» проводит летнюю «оперно-симфоническую Лабораторию» с названием (оно не должно пугать) «New Opera World». Со всей страны (а до пандемии и из многочисленных стран мира) съезжаются начинающие оперные певцы и музыканты – фантастически талантливая оперная молодежь.

С ними проводят занятия авторитетные отечественные и европейские педагоги, дирижеры, режиссеры музыкальных театров и, что важно, отборщики исполнителей для иностранных и российских театров. Но нас, простых москвичей, педагогическая составляющая интересует меньше, нам важно, что эти будущие звезды мировой оперы каждый год (уже 6 лет подряд) ставят в летнее межсезонье по две оперы – русскую и итальянскую. Раньше их показывали на Камерной сцене Большого театра (Театр имени Б.А.Покровского), а в этом году на Малой сцене Московского академического Музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко.

Вход в «Гайдаровец» по факту свободный (только вежливые сотрудники ДК измеряют температуру). Каждый из нас может прийти, сесть тихонько в уголке и наблюдать волшебство: как из усилий сотен людей разных профессий в спорах и творческих муках рождается полноценный оперный спектакль. А во время перекуров в уютном тенистом дворике можно просто поговорить с создателями чуда настоящей большой культуры и убедиться, что разговоры про гибель российской культуры – просто штамп, безосновательная, по сути, аберрация восприятия.

Там можно увидеть своими глазами, как талантливая, весёлая (как и положено возрасту) молодежь ставит два шедевра мировой оперы: «Снегурочку» Римского-Корсакова и «Любовный напиток» Доницетти. И всё это – в июльской Москве, скучающей без разъехавшихся по гастролям театров. Оперная молодежь симпатична именно этим сочетанием ответственного отношения к великой культуре и задорностью молодости, озорством.

Да и оперы весьма актуальны. Замечательный режиссер Андрей Цветков-Толбин превращает «Снегурочку» в рассказ о закрытых во времена коронавируса фестивалях (но нет, это не трагедия «пира во время чумы», это насмешливая, шаловливая игра). А сама фабула «Любовного напитка» напоминает зрителеям об интернет-дискуссиях про новые стандартах маркировки игристых вин.

Варваризация интернета и телевидения с их поверхностностью, вульгарностью и легковесностью, помимо прочего, сыграла с общественным мнением (да и властями) злую шутку – многие поверили, что наша публика не любят высокое искусство. Но это совсем не так, достаточно дойти до «Гагаринца», чтобы убедиться в обратном. Парадокс: в Москве, наоборот, не хватает оперы. Шести московских оперных площадок городу мало – практически на любом оперном спектакле аншлаги. А значит, музыкальным театрам можно особенно не стараться, ведь голодная публика раскупит билеты в любом случае.

В России 21 вокальное училище, ежегодно они выпускают около 400 оперных певцов. Возникает довольно острая проблема трудоустройства молодых артистов и музыкантов. На их подготовку потрачены немалые деньги, но многие уезжают на Запад, создавая славу иностранной опере. Поэтому кажется вполне разумным сделать больше оперных площадок, увязав их количество со зрительским интересом и количеством безработных выпускников музыкальных училищ.

Верно: опера – очень дорогое искусство, на самоокупаемость ее вывести невозможно, но опера – искусство крайне престижное, и руководители регионов с развитым музыкальным театром могут гордиться своими успехами в культурной политике. Власти Москвы – люди просвещенные, думаю, им вполне хватит бюджетных средств открыть в городе еще пару-тройку камерных оперных театров.

Руководители летней лаборатории Анна Селиванова и Екатерина Карпова резонно замечают, что летом в московских парках можно будет ставить открытые общедоступные оперные спектакли, и для этого не нужны большие бюджетные расходы, тем самым мэрия Москвы, да и руководители других регионов, смогут увеличить, говоря казённым языком, «количество и качество оказываемых гражданам государственных и муниципальных услуг в области культуры» и «повысить эффективность использования государственного имущества».

Если откровенно, в городе есть площадки, где выступают никуда не годные коллективы. Их можно легко превратить в камерные оперные сцены, благо, лучший в мире камерный музыкальный театр находится именно в Москве, именно у нас в городе знают, как делать маленькую по размерам, но большую по качеству оперу.

А у стенающим по гибели большой русской культуры хочется спросить: где вы увидели кризис? Может быть, вы просто не знаете, где эта культура процветает? И путаете ценности культуры с поисками бюджетного финансирования, нужду выдавая за добродетель?

Лучше воспользуйтесь моим лайфхаком, доедьте до «Гайдаровца» и посмотрите, как эту культуры развивает талантливая молодежь со всей страны. Или купите билет и сходите на спектакли – высокое искусство от вас на расстоянии вытянутой руки.

«Снегурочка». 23, 24, 25 июля 2021 года Сцена МАМТ им. К.Станиславского и Вл. Немировича-Данченко.

«Любовный напиток». 20, 21, 22 июля 2021 года. Малая сцена МАМТ им. К.Станиславского и Вл.Немировича-Данченко.

 

Саид ГАФУРОВ


Тэги: Спецформат Музыка Опера
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я русская»

    16.10.2024
  • Двойная игра

    04.08.2024
  • Сергей Новиков: «Оперный театр для меня, как машина времени»

    03.07.2024
  • Сочи. «Сириус». Аплодисменты

    20.06.2024
  • Стрельцы прилетели

    12.04.2024
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS