«Личность – это память», – именно так называлась встреча с Евгением Водолазкиным, состоявшаяся в Доме русского зарубежья в рамках проекта национальной литературной премии «Большая книга».
В последнем сезоне были объявлены 15 финалистов и среди них Евгений Водолазкин, автор романа «Чагин» (ставший в итоге победителем). Это – не первое произведение Водолазкина, высоко оцененное жюри «Большой книги». В 2013 и 2018 годах романы «Лавр» и «Авиатор» были удостоены самой премии, а «Соловьёв и Ларионов», «Брисбен» и «Оправдание Острова» попадали в шорт-листы премии с 2010 года.
«Чагин, по своему типу, вообще-то – маленький человек и он не был создан для таких американских горок», – так характеризует заглавного героя Евгений Германович. Роман «Чагин» – об обыкновенном человеке с необыкновенным даром памяти. Всё, что он видит, остаётся в его памяти навсегда. Каждый текст, каждую произнесённую речь он может воспроизвести без ошибок от начала и до конца, а при желании и вовсе задом наперёд. Но живёт он при этом совершенно заурядную жизнь, работая в архиве. Ещё в студенческие годы его вербует КГБ для слежки за «кружком Шлимана», надеясь воспользоваться его феноменальной памятью. Сам автор рассуждает об этом так: «Сам он [Чагин] делает это не имея вкуса к доносительству, потому что быть доносчиком – это худшее, что может быть в любое время… но ему кажется, что он помогает».
Выбор Шлимана как «вдохновителя» кружка в рассказе не случаен: Водолазкин говорит о нём как об одном из «зеркал» Чагина. Когда предательство Чагина вскрывается, то он начинает выдумывать себе новую жизнь, как говорит автор – «…и он [Чагин] выдумывает некий миф, и Шлиман выдумывает некий миф». Как историческая личность фигура Шлимана окружена противоречиями: многие историки говорят, что в поиске Трои Шлиман эту самую Трою и разрушил, желая ускорить раскопки и уничтожая не интересующие его слои римской и эллинской культуры. Известен он также и своими постоянными преувеличениями происходивших с ним событий:. «Миф заменяетреальность, а замена – это форма забвения. То, что заменяется, то уходит. Я пытаюсь раскрыть образ Чагина через Шлимана, довожу до абсурда» – так комментирует свой выбор Евгений Германович.
Ещё одним «зеркалом» Чагина Водолазкин называет Даниеля Дэфо. Это второй упоминаемый в романе исторический персонаж. Сегодня он более известен как автор «Робинзона Крузо», однако в контексте романа большее значение имеет его текст против диссидентов, к числу которых относился и он сам, призывающий выискивать их и высылать из страны. Так об этом рассказывает автор «Чагина»: «Дэфо, я редко употребяляю это слово, был мерзавец. Он состоял в партии и анонимно писал воззвания о том, что партию эту нужно закрыть, разгромить… В итоге кончил он тем, что стоял у позорного столба. Каждый мог подойти к нему, плюнуть, ударить: это было чудовищным наказанием. Но что удивительно: этот человек написал один из самых светлых и добрых романов в истории –- «Робинзон Крузо». Как так может быть?». И действительно, грех Чагина — а именно так автор называет доносительство своего персонажа – приносит ему страшные страдания.
В романе есть эпизод, когда двое кураторов Чагина из КГБ обсуждают операцию «Биг Бэн» и один из них описывает происходящее всё абсурднее и абсурднее. Об этом эпизоде Водолазкин говорит так: «Разницы между событием и его описанием нет, кроме того, что события не было. Сейчас мы живём в то время, когда текст о событии замещает его, а если о нём ничего не говорится в интернете или по телевизору, значит, что его и нет. Оно теряет статус бытийности».
По итогам премии 5 декабря главную премию «Большой книги» получил именно роман Евгения Водолазкина «Чагин». В электронном «народном» голосовании на LiveLib «Чагин» занял четвёртое место.
Виктория КОПЫЛОВА