Данная премьера была обещана давно и ее очень ждали. Полный аншлаг в Концертном зале имени П.И.Чайковского красноречиво свидетельствовал об этом. Праздник состоялся – Александр Сладковский, «самый светлый и позитивный дирижер», как его окрестила пресса, с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан привезли в Москву концертную постановку «Летучего Голландца» Рихарда Вагнера. А что может быть лучшим подарком к началу весны, чем гениальная легенда о любви?
Считается, что за литературную основу своей оперы Вагнер взял новеллу Генриха Гейне «Из мемуаров г-на Шнабелевопского», где обыгрывалась в полушутливой форме старинная морская легенда о проклятом корабле. Однако вагнеровская трактовка легенды полностью не совпадает с бытовой сатирой «женоненавистника» Гейне, утверждающего: «Мораль пьесы для женщин заключается в том, что они должны остерегаться выходить замуж за летучих голландцев, а мы, мужчины, можем из этой пьесы вывести, что даже при благоприятных обстоятельствах погибаем из-за женщин». Иронией проникнуто произведение Гейне; высоким трагизмом – произведение Вагнера. «Летучий Голландец» – тот корень, из которого взросли все основные идеи его творчества: жертвенная искупительная Любовь, противопоставленная проклятию «золотого тельца».
Именно в таком – абсолютно вагнеровском, романтическом – ключе представил «Голландца» Сладковский. Полное единение с оркестром, с солистами, хором, и яркие, через край, эмоции – отличительные черты Сладковского-дирижера. Музыканты ГСО РТ отвечают своему руководителю взаимностью. Концертное исполнение максимально обостряет, обнажает действие, да и в смыслы погружает наиболее глубоко по сравнению с театрализованной постановкой. Солисты выдержали экзамен на психологизм на «отлично».
Еще один подарок – услышать в одном ансамбле такой буквально звездный состав. Отметим лишь «главных действующих лиц»: немецкий бас-баритон Альберт Домен (Голландец), в свое время покоривший взыскательную публику Байройтского фестиваля в партии Вотана и удостоенный славы одного из лучших в мире исполнителей вагнеровского репертуара; солистка Музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко Наталья Мурадымова (Сента), сильный и в то же время нежный голос которой просто не может никого, у кого есть уши, оставить равнодушным; солист Латвийской национальной оперы, обладатель настоящего вагнеровского тенора Артем Сафронов (Эрик).
После такого праздника возвышенного романтизма сразу захотелось спросить: стоит ли в ближайшем будущем ждать от Сладковского новых вагнеровских постановок? «Планов слишком много! Сейчас ничего точно обещать не буду, – ответил маэстро. – В первую очередь, мечтаю сыграть «Саломею» Рихарда Штрауса. Смотрю на нее издалека, примериваюсь. Это то, что хотелось бы воплотить, так сказать, неотвратимо. Прямо сейчас издаем Чайковского, которого записали прошлым летом. Затем будем записывать три симфонии и «Симфонические танцы» Рахманинова и уже на следующее лето запланирована запись всех симфоний Бетховена. Но постигать дальше немецкую оперу будем продолжать непременно. Если же говорить непосредственно о Вагнере, то, если честно, хотелось бы сыграть все! Мне повезло: в свое время я у Гергиева сидел на репетициях, и на «Парсифале», и на «Кольце». Я буквально запоем пил эту музыку. Но главная проблема для нас – хор. Не всегда удается заполучить достойный мобильный коллектив, как сейчас («Мастера хорового пения», художественный руководитель Лев Конторович – М.З.). У нас ведь в планах еще Вторая и Третья симфонии Малера. Повторю, слишком много чего хотелось бы сделать. А немецкая музыка у нас в планах всегда – это же основа всего симфонизма».
Что ж! Подождем. Во всяком случае, подарков от ГСО РТ и маэстро Сладковского будет еще не мало. И не только весной.