Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 26 мая 2024 г.

Любовь и долг: история несостоявшегося романа

26 мая 2024

26 мая (14-го по старому стилю) 1896 года состоялась коронации последнего русского императора Николая Второго и императрицы Александры Феодоровны. 128 лет прошло с тех пор, но день этот остается важнейшей вехой в истории Российского Государства. На протяжении более чем 100-летнего периода общество пережило разные этапы осмысления и переосмысления знаменательных, в том числе и страшных, событий тех дней. Событий, повлиявших на ход развития не только русской, но и мировой истории. Ведь коронация императора – это не только торжества к Успенском соборе Кремля, но и массовая гибель людей во время народных гуляний на Ходынке.

Сегодня мы вновь обращаемся к теме падения монархии – его роли в судьбе страны, народа, общества, культуры. И аспекты политические играют здесь роль не большую, чем нравственные и духовные. Нравственный потери, которые русское общество понесло вместе с трагической гибелью царской семьи, до сих пор являются предметом осмысления. Семья Романовых на самом деле олицетворяла эталон этических норм, к которым стремились достойнейшие представители русской нации.

Именно этой теме посвящен спектакль Нового Театра «Государев венец», где главным мотивом становится не политика, а внутрисемейные отношения царственных супругов и их детей. Именно поэтому спектакль столь органично соединяется с интермедиями священнослужителя – отца Артемия Владимирова, который комментирует сюжет с позиций сегодняшнего дня. «Государев венец» – это очень красивая история, в которой есть любовь, нежность, но при этом строгое воспитание и ограничение, не позволявшее царевнам вести себя так, как вели бы себя обычные молодые девушки. Одна из таких сюжетных линий – влюбленность великой княжны Ольги в морского офицера Павла Воронова, который был одним из вахтенных начальников царской яхты «Штандарт».

Царевна не случайно увлеклась молодым мичманом: он был настоящим героем. В 1908 году в Мессинском проливе, отделяющем Сицилию от материковой Италии, произошло страшнейшее землетрясение. Воронов был в числе русских моряков, которые пришли на помощь пострадавшим от разгула стихии.

Роман этот был обречен. Решение венценосных родителей стало жестким, но неизбежным для царственных особ. Воронов женился на графине Клейнмихель, которую по странному совпадению тоже звали Ольгой, причем великая княжна Ольга Николаевна Романова присутствовала на этой свадьбе. Княжне тоже подыскали мужа – румынского принца Кароля. И согласись она выйти за него, могла бы избежать расстрела в подвале Ипатьевского доме. Но… в 18 лет невозможно предать любовь. Ольга продолжала любить Воронова. Да и могла ли она предположить, что ей, как и всей ее семье, предстоит стать последней представительницей императорской династии в России…

Казалось бы, бытовая история погружает зрителей в события прошлого, которые помогают постичь настоящее: ведь то, что происходило в России 100 лет назад не оборвалось, не кануло в небытие. Прошлое проявляется в ниши дни и дает ключ к пониманию будущего.

Протоиерей отец Артемий Владимиров:

Нас объединяет очень высокая тема, прикосновение к которой для души каждого человека бывает своего рода «лакмусовой бумажкой». Прошло более 100 лет с гибели царской семьи, Россия вступила в XXI век, однако это трагическое событие остается тем нервным узлом, без которого перестало бы биться сердце нашей родины. Это соприкосновение с царственными страстотерпцами живо возбуждает в каждом из нас понятие о том, что вне земной суеты, чехарды и спешки, остается Вечность, которая прячется в глубинах человеческого духа. Когда мы взираем на лики царской семьи, то и сами осознаем себя под знаком Вечности. И как ни страдаем мы от комплекса тревожности, панических атак, преждевременной усталости, в глубинах нашего духа мы чувствуем присутствие Божественного света, исходящего от Государя. Приходится вспоминать о долге, верности, присяге, о неизбежной кончине. Это соприкосновение благотворно. Душа начинает дышать свежим и чистым воздухом. Хочется надеяться, что наша многожанровая, многоплановая работа оставит в сердцах теплый глубокий след.

Увидеть спектакль «Государев венец» с участием протоиерея Артемия Владимирова и артистов Валентина Клементьева, Татьяны Шалковской, Дарьи Дуженковой можно 30 мая в 19:00 в Новом театре, расположенном в Усадьбе Салтыковых-Чертковых по адресу Мясницкая, д.7.

Приобрести билеты можно на официальном сайте: https://newtheatre.ru/spektakli/gosudarev-venec


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS