Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 16 ноября 2021 г.
Рецензия

Любовь в аду и ревизия рая

О романе Андрея КЛЕПАКОВА «Приманка» размышляет критик Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО.

16 ноября 2021

Андрей Клепаков. Приманка. – М.: АСТ, 2021. – 640 с.

 

…Заглянуть в прошлое, удавалось немногим писателям, а уж лицезреть будущее, да и еще и загробное – это, согласимся, в литературе довольно нечастое явление. Тем более интересен подход к этой теме у современного автора, у которого, как в романе «Приманка» Андрея Клепакова, в аду идет настоящая война за души. Впрочем, рай в этой истории не лучше, тем более, если герои находят его на земле.

Сюжет в романе довольно оригинален, хоть и предсказуем в связи с реальными событиями в нашем грешном мире. Перенаселение планеты, изменения климата и прочие катаклизмы предвосхитили, надо понимать и сюжетные коллизии – все события в «Приманке» Клепакова происходят на фоне фундаментальной реорганизации Ада и Рая, предпринятой Высшими силами, и завершающейся их полным закрытием, как не справившихся с задачей способствовать восхождению человечества. После закрытия Ада и Рая все души начинают воплощаться на Земле, но в связи с большим количеством душ время их рождения растягивается во времени, и многим приходится воплощаться в прошлом.

Модель Ада в романе – вообще слепок с современного общества. Коррупция процветает, слуг преисподней можно подкупить взяткой. Откупаются воспоминаниями о своих чувствах, которые довелось испытать при жизни – как ловкая душа главного героя Андрея, московского врача, оказавшаяся после смерти в Аду. Для чертей и демонов это большое лакомство, и Андрей готов платить, поскольку рассчитывает провести здесь время до следующей инкарнации в довольно-таки сносных условиях. «– Переживание физической радости бытия пойдет? – торгуется главный герой с чертом, обслуживающим его персональный котел. – Конкретнее. – Море, солнце, Коктебель, пляж, компания, девушка любимая рядом. – Пойдет, – кивнул черт, – только Солнце убери. Жжется. – Как скажешь, командир, – согласился я, закрывая глаза. – Чего хочешь? – спросил он. – Одеяло. А то холодно у вас тут в Аду, а я голый. Черт не усмехнулся, а меня накрыло черное, словно бездна, мягкое теплое одеяло».

Однако подобные неформальные отношения между грешниками и демонами в строго запрещены, и за нашим героем наблюдает ангел Мисюэль, поставленная от Высших Сил следить за порядком в Аду. Она пытается работать с этой грешной душой, стремясь наставить Андрея на путь раскаяния и отказаться от дачи взяток. В результате наш герой становится свидетелем и отчасти участником борьбы за влияние на свою душу между Высшими и Низшими Силами. В то же время демон Оринас, в чьем ведении находится грешная душа Андрея – и это завязка всех последующих сюжетных превращений - получив массив воспоминаний о его чувствах, оказывается в состоянии и сам их испытывать. Оринас влюбляется в ангела Мисюэль, та неожиданно для нее самой отвечает взаимностью, и далее все как у людей. Со временем даже Андрей воспылал страстью с суккубу Юленьке, и значит, в дальнейшем для него все будет не так уж плохо.

Чем же окончится война за душу героя? И как она связана с жизнью на бренной Земле? Дело в том, что поскольку Ад и Рай реорганизованы, то в гости к нам попадают все – и грешники, и праведники, и черти с дьяволицами. И здесь они начинают перерождаться, оказываясь поначалу, как уже было сказано в прошлом. Читателю эти объяснения не навредят и карты автора не раскроют, поэтому стоит поведать, что главный герой, например, родится в 1940-м в еврейской семье братом ангела Мисюэль. Сама она, влюбившись, теряет крылья и ранг ангела. Ее возлюбленный, демон Оринас родится на Земле в 1916-м. То ли еще будет, друзья, ведь место действия в этом романе о любви в жанре мистического реализма, кроме астрального мира – Армения, Петроград-Ленинград, Москва. Острова в Тихом Океане, а время приключений приходится на 1915-1954 годы и середину 19 века.

Таким образом, не только символы Ада и Рая в романе не архаичны, а наоборот - претерпевают ревизию, и критике подвержены даже эзотерические учения, но и земная история движется по альтернативному руслу. Так что пока души, возвращаемые для инкарнации на Землю, ждут своей очереди из-за «перенаселения» ими нашей планеты, все остальное идет «по плану», то есть, по заслугам. Шахидка рождается в семье у христиан, Берию – в дамки, Хрущева – послом в Югославию. Перерождаясь, герои служат в Добровольческой армии, работают гипнотизерами в МВД, угоняют самолет в Пхеньяне. Наконец, оказываются в третьей части романа под названием «Рай». Но даже здесь, на необитаемом острове, все не слава богу. Если учесть, что сюда в финале прилетает крылатый посланник с небес с предложением все исправить. Неужели получится? Или уже поздно?

  

Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО


Тэги: Спецформат Критика Роман Отклик Анализ
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Найти свой остров сокровищ

    08.12.2023
  • Зерна человечности в лодке осени

    28.11.2022
  • Памяти мастера

    24.11.2022
  • Сургутский дубль драматурга Чураевой

    21.11.2022
  • О бремени страстей форума «Липки»

    18.11.2022
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS