Музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет выставку "1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное", приуроченную к 250-летию празднования завершения победоносной войны с турками и заключения Кючук-Кайнарджийского мира.
Заключённый 10 (21) июля 1774 года в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи мирный договор между Российской и Османской империями закрепил победы, одержанные русской армией в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. С этого момента начинается постепенное ослабление Османской империи и одновременно с этим возрастание влияния России на Балканском полуострове.
Для проведения масштабных праздничных мероприятий в ознаменование этой важной победы Екатерина II выбрала Москву.
Старые московские дворцы к 1775 году пришли в упадок, и уже не могли принять императрицу, поэтому в кратчайшие сроки по проекту Матвея Казакова был построен деревянный Пречистенский дворец. Посетителей выставки ждут увлекательные истории о не сохранившихся императорских дворцах и дворянских особняках, о которых сегодня редко вспоминают.
Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева: «Великая история страны складывается из множества повседневных событий. Каждый день триумфального пребывания императрицы Екатерины II в Москве находился в центре внимания ее подданных и иностранных правительств, но в то же время был и частью её личной истории. Рассказ об архитектурной среде и бытовых подробностях не только делает далекое прошлое живым и близким, но и способствуют более глубокому его пониманию. Мы предлагаем нашим зрителям совершить путешествие в Москву 1775 года. Увидеть каким был город, в каких пространствах проводились официальные торжества и протекала частная жизнь Екатерины II и ее приближённых. Впечатляющие экспонаты из 15 музейных и архивных собраний, эффектный театрализованный дизайн и многочисленные цитаты из записок императрицы, её переписки, официальных документов позволят посетителям выставки погрузиться в атмосферу придворной жизни и московского быта XVIII века, посмотреть на Москву и происходящие события глазами Екатерины II и её современников».
Татьяна Дудина, заведующая отделом хранения архитектурно-графических фондов XVIII-XIX веков, куратор выставки: "Нашим посетителям мы представляем канувшую в Лету Москву эпохи барокко, хотя речь идёт о более позднем времени – 1770-х годах. Тогда начал складываться стиль классицизм, но старые вкусы и привычки держались ещё долго даже при царском дворе". Например, из Гатчинсого музей представлены чертежи сложно сконструированных столов, подписанные Растрелли. Подобные барочные столы были построены для банкета в тронном зале нового Пречистенского дворца. Но не смотря на пышное убранство, дворец был не очень пригоден для жилья, и императрице не понравился: было холодно, слишком много дверей, "сижу в кабинете между тремя дверями и тремя окнами" писала она барону Ф. Гримму.
На выставке много таких интересных деталей, рассказывающих о повседневной жизни Екатерины II на фоне архитектурного облика Москвы XVIII века. Выставка будет работать до 13 июля .