Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 15 декабря 2019 г.
Проза

Мифологические хроники метафизической войны

Владимир МОЖЕГОВ разбирает новую книгу Максима ШМЫРЕВА «Гавань».

15 декабря 2019

Максим Шмырев. Гавань. – М.: Издательство Эксмо, 2019. – 240 с. – 2000 экз.

 

Когда-то у нас была литература для юношества. Литература, которая учила героизму, чести, достоинству, помогала молодому человеку, вступающему в жизнь, совершить в той или иной ситуации правильный выбор. Эта литература умерла вместе с Советским Союзом. На ее развалинах расцвели живописные сорняки, а на опустевшее место пришли миры Толкиена и Джоан Роулинг… Не худшая, в общем, литература, но, так или иначе, – англоязычная. А с нею нам никак не избавиться от синдрома колонии, в которой директория укрепляет позиции, утверждая свои ценности в головах поколения next. Не лучше обстоит дело и с литературой для взрослых, чей текущий мэйнстрим определяет, за малым исключением, царство мрака, депрессии и уныния…

Прочесть что-то более жизнеутверждающее, при этом не скучное и актуальное (под последним разумея не следование моде, а умение запечатлеть реальность там, где мы с ней и пребываем сегодня) – такое желание зреет, наверное, не только у меня. В этом или нет была задача романа «Гавань», вышедшего в издательстве «Эксмо» в 2019 году, но у автора, кажется, это получилось.

Выдумать новый (и весьма необычный!) мир, населить его энергичными и непривычными героями, закрутить лихой приключенческий сюжет, вложив в него при этом нетривиальную мысль, подкрепив его серьезным моральным (но без морализаторства) императивом – все это блестяще удалось автору.

В сущности, фантастический мир «Гавани» является одной большой метафорой. Действие романа разворачивается на ветвях Великого Ясеня Иггдрасиль, перешедшего сюда прямо из германо-скандинавской мифологии с ее девятью мирами, связанными Мировым древом: от нижнего Хёля до верхнего Асгарда. Впрочем, мир «Гавани» ни в коем случае не равен миру «Младшей Эдды», о чем мы с первых строк романа и узнаём:

«Есть только Великий Ясень, Иггдрасиль – Великое Древо… Огромное Древо с тысячекилометровыми ветвями, окруженное своей атмосферой, находится в безжизненной необитаемой пустыне, лишенной воздуха. Оно растет на земле, которая безвидна и пуста. Его Корни уходят глубоко в землю, питая Древо водными потоками, проходящими на большой глубине… При этом на самом Древе есть залежи полезных ископаемых (в наростах Коры, представляющие собой горные цепи), земля, источники воды, реки и моря: частично находящиеся на Ветвях, частично – в Ближних снах. Все небесные тела обращаются вокруг Древа… Происхождение Древа объясняется по-разному. Традиционная точка зрения – что некогда оно было частью Сада, в Новое время все чаще оспаривается. Предполагается, что Древо зародилось само, в бескрайней пустыне, и его появление – стечение ряда неизвестных обстоятельств…»

Томас Элиот заметил как-то, что современный писатель кладет в основу своего повествования миф, потому, что наличная реальность слишком пуста, текуча и безосновна… Действительно, на чем еще можно основать повествование в мире перманентного хаоса и распада всего? Но, хотя герои романа путешествуют по ветвям Великого Древа и носят имена скандинавских богов, это вполне узнаваемый мир и вполне живые люди, которых мы могли бы встретить, скажем, в современной Москве. Возможно, имена героев лишь указывают на их истинное «я», обитающее где-то выше «срединных ветвей»? Именно туда, как мы скоро увидим, они и направятся…

Итак, за несколько дней до начала Великого Снегопада, когда все жители ветвей погружаются в Зимние сны (не обычные наши сны, а, скорее, тонкие миры, которые создают и в которые отправляются души героев, покидая на время свои плотные тела), подозревая по разным признакам, что происходит нечто тревожное, некий глубинный Сбой реальности, наши герои отправляются в путь – на Верхушку Кроны, где живут наделенные долголетием асы, где сосредоточена власть, и где, следовательно, можно понять причину и природу Сбоя…

А между тем реальность течет, плывет, меняется, порой неудержимо. И ты никогда не знаешь наверняка, кого или что встретишь в следующую секунду: человека или его двойника (копию, тень, подобие), создание из ближних снов или сумеречной зоны, где обитают разные опасные твари, а то и прямо демоническую сущность, проросшую из нижнего мира Хель… Зайдя в кафе, не сразу догадаешься, что обслуживает тебя голографическая проекция, а на выходе можно попасть в коварную «ментальную ловушку» (лишь потому, – и это главное условие – что сам хотел в ней оказаться) или быть атакованным «слепыми птицами» (серым плотоядным туманом, растворяющим в себе все живое)…

Мир «Гавани», как видим, не слишком приветлив, весьма зыбок и, вообще, более похож на сон с его причудливой многоугольной логикой… или на компьютерную игру… или на бесконечный серф социальных сетей и безудержных информационных потоков… Но, осмотревшись и вглядевшись чуть пристальнее, ты понемногу убедишься, что этот внешне столь странный и непредсказуемый мир – лишь живая метафора нашего, лишь рентгеновский снимок, скелет нашей реальности, «мир на ребрах» (подобный первым подпольным записям буги-вуги), контрабандно поникший в наше наличное безвременье, возможно, для того, чтобы помочь разобраться в его истинных целях и ценностях… И что нескончаемая метафизическая война, война, которая связывает воедино все повествование, – есть, пожалуй, единственно возможная здесь основа…

Конечно, как и у нас, в мире Древа сейчас мало кто интересуются старыми книгами: «Многие не хотят думать о том, что наверху. И еще больше – о том, что находится внизу…» Как и у нас, здесь скорее склонны верить в исчезновение, чем в бессмертие, а обитателей Хель – считать просто культурно «другими»… Но герои романа: железнодорожник Хельг, содержатель гостиницы и хранитель аэродрома Форсетти, военный летчик Ньерд, юная мотоциклистка Фрейя, влюбленная пара Хёд и Эйр, – в большинстве своем не старые еще солдаты, ветераны прошлой войны и их подруги, – потому, вероятно, и становятся героями, что сердца их способны ощутить сбой и тревогу…

Остаться в домашнем покое, «жить в заметенном снегом доме, читать любимые книги, есть консервированную фасоль с мясом из автоматической продуктовой лавки, пить глинтвейн и виски со льдом, смотреть, как кружат метели», погрузиться в грезы «зимнего сна» или отправится в «путешествие, начатое по непонятной причине и с неочевидной целью» – таков первый и главный выбор наших героев, который запустит всю последующую цепочку событий, из которой кто-то выйдет победителем, а кто-то… Впрочем, нет смысла пересказывать метафизическую гофманиаду «Гавани», полную перестрелок, преследований и приключений в духе нарнийских хроник, а лучше пуститься в эту увлекательную и небесполезную игру самому… Чтобы на выходе из нее, быть может, лучше понять себя… Понять, что «принадлежность к асам – подобно таланту – может быть реализована или не реализована в течение жизни»… Что, в сущности, все, что есть в этом (да и нашем) мире устойчивого – это закон, живущий у тебя внутри, и что твой выбор в том или ином контрапункте действия, главным образом, и создает эту реальность… Как говорит один из героев романа: «Настоящее – это ты. И я. Кого мы любим. То, что нужно помнить. Тот, кто этого заслуживает».

 

Владимир МОЖЕГОВ


Тэги: Спецформат Максим Шмырев Гавань
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Зерна человечности в лодке осени

    28.11.2022
  • Памяти мастера

    24.11.2022
  • Сургутский дубль драматурга Чураевой

    21.11.2022
  • О бремени страстей форума «Липки»

    18.11.2022
  • Валентин Красногоров: «Почему люди пишут, объяснить невозможно…»

    17.11.2022
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS