Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 16 марта 2024 г.

Мир сознания Анны Долгаревой

16 марта 2024

Новый Театр под руководством Эдуарда Боякова представил премьеру спектакля из цикла Поэзия.doc. «Анна Долгарева. Господи, если Ты там не очень занят». Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Попечительского Совета Нового Театра. Автор идеи – Эдуард Бояков.

Герой спектакля - Анна Долгарева, русский поэт, военкор, лауреат Григорьевской премии, Волошинского конкурса и ряда других международных премий. Автор книг "Красная ягода, черная земля", "За рекой Смородиной" и других сборников. Член Союза писателей России и русского ПЕН-центра.

В поэтическом спектакле, поставленном режиссером Александром Легчаковым, жизнь и творчество Анны Долгаревой подняты на уровень мифологической коннотации. С первой сцены зрителю предлагается погрузиться в мистическое пространство, в котором нет места бытописанию и реалистическому нарративу. История жизни современной поэтессы, полная ярких событий, драматических коллизий, трагических потерь и глубоких рефлексий, становится символичной, как средневековая легенда. Визуальные образы, придуманные художником Алисой Меликовой, при кажущейся узнаваемости интерьеров и пейзажей зыбки и принципиально не иллюстративны: одинокое дерево, ирландский орнамент, непропорционально большой стол с креслом, снег, идущий снизу вверх… Здесь не работают законы перспективы и гравитации. Это мир сознания поэта.

Монологи героини, превращенные Вадимом Аввой в текст пьесы, откровенны и человечны. Режиссура Александра Легчакова, сотканная из перформативных приемов, сознательно ставит их на котурны высокой трагедии.

Вадим Авва, автор пьесы, поэт, журналист:

То, что делает Новый Театр, то, что придумал Эдуард Бояков – цикл спектаклей о поэтах - уникальное явление. И уникальность этого явления продиктована временем. Это совершенно не случайно. Война с русским словом русской культурой, русским историческим сознанием идет давно. Наступление на русский мир превратилось в настоящую войну. Как ответная реакция проросло русское слово. И проросла самая высокая его степень – поэтическое слово. В нашей борьбе за существование русского логоса, такие люди как Мария Ватутина, Игорь Караулов, Анна Ревякина, и конечно, Анна Долгарева, стали на острие этой борьбы за сохранение нас самих Цикл спектаклей Поэзия.doc – расширение нашей русской обороны.

На сцене четыре женских персонажа: сама Анна Долгарева, актрисы Анна Большова и Юлия Волкова и юная флейтистка Стефания Решетникова. Но это не разные героини – это одна личность, которая исповедуется самой себе. Зритель допущен во внутренний мир Анны, открывшей некий магический портал ровно на один час десять минут. Затем этот портал закроется, и сознание поэта снова станет тайной. В этом мире Долгарева – не только военкор, поэт, чья жизнь прочно связана с трагедией и подвигом Донбасса, но обобщенный образ Героини всех времен и народов, узнаваемый в любой стране, ставший легендой и мемом. В спектакле «Господи, если Ты там не очень занят», Долгарева – Жанна Д`Арк с пером вместо копья, обращающая свои бесконечные молитвы к Тому, кто обрекает ее саму и ее ближайший круг на «чашу сию».

Публика быстро принимает закон, по которому построен спектакль. Возможно, потому, что все его элементы сплетены в неразрывное целое: монологи, стихи, печальная флейтовая импровизация, иллюзорный видеоряд, подчеркнуто условная пластика персонажей. В этом странном психоделическом мире происходит нечто магическое, некий ритуал, в котором шаманят поэтесса, актрисы и флейтистка. Результат их магии – долгожданное чудо, добро, любовь. Их цель – свет. И они достигают цели.

Анна Долгарева, поэт, героиня спектакля:

Я не ожидала, что мне придется не просто читать свои стихи, стоя на одном месте, а перемещаться по сцене в определенном направлении. Режиссёр ставит мне каждую интонацию, каждый жест. Тот факт, что у меня все это получилось – заслуга режиссера и моих замечательных партнеров по сцене Анны Большовой и Юлии Волковой.

Эдуард Бояков, автор идеи проекта:

Серьезный разговор о поэте невозможно вести, не учитывая нескольких ракурсов. Говорить о стихах как о чем -то не связанном с реальностью, как о чем -то сочиненном абстрактным поэтом в «башне из слоновой кости, где живут некие люди, которые этот вербальный нектар нам посылают, невозможно. Любой поэт связан со своей биографией, с сегодняшним днем и с традицией. С языком, на котором он мыслит и пишет, с тем, что было до него. В сочетании этих факторов и есть одновременно загадка и ответ на вопрос о сути поэзии. Поэт замыкает на себя огромные сильнейшие токи. Он оказывается на перекрестке. Он - выразитель тех смыслов, которые принято выражать в многотомных монографиях, монументальных полотнах, эпических романах, многолетних исследовательских лабораториях, многосерийных фильмах. А поэт пишет, как живет, и его эта функция, пребывание на перекрестке энергий приводит к тому, что маленькое короткое стихотворение оказывается более информативным и эффективным по своему воздействию. Поэзия – аккумуляция энергии. Поэтому, начиная этот проект, мы решились на рискованный эксперимент. Документальный материал в жанре «вербатим», который рассказывает о жизни поэта, в сочетании с поэзией - это на самом деле нечто рискованное. В рамках проекта Поэзия.doc.мы выпускаем уже третий спектакль Результат убеждает, что риск оправдался. О нашем времени будут судить по поэзии нашего времени. И потому наши спектакли из цикла Поэзия.doc. – это настоящий серьезный документ эпохи.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS