Новый Театр под руководством Эдуарда Боякова представил премьеру спектакля из цикла Поэзия.doc. «Анна Долгарева. Господи, если Ты там не очень занят». Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Попечительского Совета Нового Театра. Автор идеи – Эдуард Бояков.
Герой спектакля - Анна Долгарева, русский поэт, военкор, лауреат Григорьевской премии, Волошинского конкурса и ряда других международных премий. Автор книг "Красная ягода, черная земля", "За рекой Смородиной" и других сборников. Член Союза писателей России и русского ПЕН-центра.
В поэтическом спектакле, поставленном режиссером Александром Легчаковым, жизнь и творчество Анны Долгаревой подняты на уровень мифологической коннотации. С первой сцены зрителю предлагается погрузиться в мистическое пространство, в котором нет места бытописанию и реалистическому нарративу. История жизни современной поэтессы, полная ярких событий, драматических коллизий, трагических потерь и глубоких рефлексий, становится символичной, как средневековая легенда. Визуальные образы, придуманные художником Алисой Меликовой, при кажущейся узнаваемости интерьеров и пейзажей зыбки и принципиально не иллюстративны: одинокое дерево, ирландский орнамент, непропорционально большой стол с креслом, снег, идущий снизу вверх… Здесь не работают законы перспективы и гравитации. Это мир сознания поэта.
Монологи героини, превращенные Вадимом Аввой в текст пьесы, откровенны и человечны. Режиссура Александра Легчакова, сотканная из перформативных приемов, сознательно ставит их на котурны высокой трагедии.
Вадим Авва, автор пьесы, поэт, журналист:
То, что делает Новый Театр, то, что придумал Эдуард Бояков – цикл спектаклей о поэтах - уникальное явление. И уникальность этого явления продиктована временем. Это совершенно не случайно. Война с русским словом русской культурой, русским историческим сознанием идет давно. Наступление на русский мир превратилось в настоящую войну. Как ответная реакция проросло русское слово. И проросла самая высокая его степень – поэтическое слово. В нашей борьбе за существование русского логоса, такие люди как Мария Ватутина, Игорь Караулов, Анна Ревякина, и конечно, Анна Долгарева, стали на острие этой борьбы за сохранение нас самих Цикл спектаклей Поэзия.doc – расширение нашей русской обороны.
На сцене четыре женских персонажа: сама Анна Долгарева, актрисы Анна Большова и Юлия Волкова и юная флейтистка Стефания Решетникова. Но это не разные героини – это одна личность, которая исповедуется самой себе. Зритель допущен во внутренний мир Анны, открывшей некий магический портал ровно на один час десять минут. Затем этот портал закроется, и сознание поэта снова станет тайной. В этом мире Долгарева – не только военкор, поэт, чья жизнь прочно связана с трагедией и подвигом Донбасса, но обобщенный образ Героини всех времен и народов, узнаваемый в любой стране, ставший легендой и мемом. В спектакле «Господи, если Ты там не очень занят», Долгарева – Жанна Д`Арк с пером вместо копья, обращающая свои бесконечные молитвы к Тому, кто обрекает ее саму и ее ближайший круг на «чашу сию».
Публика быстро принимает закон, по которому построен спектакль. Возможно, потому, что все его элементы сплетены в неразрывное целое: монологи, стихи, печальная флейтовая импровизация, иллюзорный видеоряд, подчеркнуто условная пластика персонажей. В этом странном психоделическом мире происходит нечто магическое, некий ритуал, в котором шаманят поэтесса, актрисы и флейтистка. Результат их магии – долгожданное чудо, добро, любовь. Их цель – свет. И они достигают цели.
Анна Долгарева, поэт, героиня спектакля:
Я не ожидала, что мне придется не просто читать свои стихи, стоя на одном месте, а перемещаться по сцене в определенном направлении. Режиссёр ставит мне каждую интонацию, каждый жест. Тот факт, что у меня все это получилось – заслуга режиссера и моих замечательных партнеров по сцене Анны Большовой и Юлии Волковой.
Эдуард Бояков, автор идеи проекта:
Серьезный разговор о поэте невозможно вести, не учитывая нескольких ракурсов. Говорить о стихах как о чем -то не связанном с реальностью, как о чем -то сочиненном абстрактным поэтом в «башне из слоновой кости, где живут некие люди, которые этот вербальный нектар нам посылают, невозможно. Любой поэт связан со своей биографией, с сегодняшним днем и с традицией. С языком, на котором он мыслит и пишет, с тем, что было до него. В сочетании этих факторов и есть одновременно загадка и ответ на вопрос о сути поэзии. Поэт замыкает на себя огромные сильнейшие токи. Он оказывается на перекрестке. Он - выразитель тех смыслов, которые принято выражать в многотомных монографиях, монументальных полотнах, эпических романах, многолетних исследовательских лабораториях, многосерийных фильмах. А поэт пишет, как живет, и его эта функция, пребывание на перекрестке энергий приводит к тому, что маленькое короткое стихотворение оказывается более информативным и эффективным по своему воздействию. Поэзия – аккумуляция энергии. Поэтому, начиная этот проект, мы решились на рискованный эксперимент. Документальный материал в жанре «вербатим», который рассказывает о жизни поэта, в сочетании с поэзией - это на самом деле нечто рискованное. В рамках проекта Поэзия.doc.мы выпускаем уже третий спектакль Результат убеждает, что риск оправдался. О нашем времени будут судить по поэзии нашего времени. И потому наши спектакли из цикла Поэзия.doc. – это настоящий серьезный документ эпохи.