19 ноября (в 19:00) в Рахманиновском зале Московской консерватории состоится сенсационный концерт – «Русское музыкальное барокко»: многие сочинения русских композиторов прозвучат здесь впервые.
Мало известен тот факт, что русскими музыкантами XVII-XVIII вв. были созданы сотни хоровых произведений для самых разных составов – от трех до 48 голосов! Уникальность первого исполнения подобной музыки связана еще и с тем, что она требует большой предварительной трудоемкой работы: рукописи, хранящиеся в архивах, записаны так называемой «квадратной нотацией», которую необходимо расшифровать, а также свести отдельно дошедшие до нас партии хора – сопрано и альты, дисканты и басы – в единую партитуру. Поэтому в программе концерта наряду с исполнителями указаны имена и исследователей – музыковедов, усилиями которых «молчащее искусство» после столетий перерыва превратилось в звучащее!.. Концерт «Русское музыкальное барокко» станет заключительным в проекте «Русская духовная музыка в столице и регионах России», реализуемом в рамках национального проекта «Культура» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Среди исполнителей будет Вокальный ансамбль INTRADA, с художественным руководителем которого – Екатериной АНТОНЕНКО – корреспондент «ЛГ» побеседовал накануне выступления.
– Екатерина, как появилась идея вашего проекта?
– На данном этапе нам интересно исполнять русскую духовную музыку. С появлением интереса к нашему ансамблю на Западе мы стали больше включать в гастрольные программы сочинения русских композиторов от Бортнянского и Глинки – до Пярта, Шнитке и Щедрина. А несколько лет назад мне захотелось обратиться к русской барочной музыке, о которой даже в нашей стране слушатель мало что знает. В данном проекте мы представляем, как признанные шедевры XIX-XX вв., так и музыку русского барокко, исполненную нами впервые.
– Каков уровень сложности русской барочной музыки?
– Разный, но, зачастую, это музыка полифоническая, очень сложная и мастерски написанная. Это уникальные эксперименты с многоголосием. Известно о «многохорности» венецианской школы рубежа XVI-XVII веков, но в русской барочной музыке, например, у композитора Василия Титова, мы встречаем составы и для 12-ти голосов, и для 16-ти, и для 24-ти… Есть также анонимные 48-голосные партитуры.
– Как можно охарактеризовать стиль русского барокко в музыкальном плане?
– Как это ни парадоксально звучит, иногда внутри сложнейшей полифонии мы слышим отголоски – маленькие фрагменты, где просвечивают чисто русские интонации. Например, в концертах на тексты из Псалтири, где речь идет о Царе Давиде – о его игре «на псалтири и гуслях» – в музыке вдруг слышится подражание игре на русских гуслях! Мы даже улыбаемся, когда поем!..
– Каким вы представляете свой коллектив в будущем? К чему будете стремиться в большей степени?
– Ваш вопрос заставляет задуматься. Русское барокко – совершенно бездонная область творчества, и на мою жизнь такого рода репертуара хватит с лихвой. Это очень перспективное направление, и оно завораживает тем, что, по сути, никто за него основательно пока не брался. Исполнение старинной западноевропейской музыки – тоже очень важно для нашего коллектива. И современную музыку мы тоже хотим петь! С нашим ансамблем мне бы хотелось во всех направлениях работать параллельно. Такое разностороннее развитие очень благотворно и для коллектива.
– Ваш проект побывал в трех русских городах – Суздале, Омске и Перми. Расскажите, как вас принимали?
– В этих городах мы спели совершенно разные программы. В Суздале выступление проходило в рамках Фестиваля «Лето Господне», где прозвучала русская духовная музыка XIX-XX вв. Концерт проходил на открытой площадке. Принимали нас замечательно. Часть публики, что было очень приятно, специально приехала послушать нас из Владимира и Москвы. В Омске, скажу без ложной скромности, состоялся просто феноменальный концерт. Интерес к нашему выступлению был «подогрет» заранее. Со мною из Москвы, накануне, проводился телемост. Наше выступление стало одним из главных событий юбилейного, 80-го сезона Омской филармонии. Перед концертом я дала мастер-класс в Омском музыкальном училище им. В.Я.Шебалина; зал был полон: педагоги, хормейстеры, студенты. Мы пригласили всех желающих и на открытую репетицию. После концерта зал нас приветствовал стоя дважды. Признаюсь, что так нас принимали только на знаменитом Дрезденском музыкальном фестивале! А сейчас мы только что вернулись из Перми, тоже полные впечатлений! Русская барочная музыка, несмотря на то, что публика в большинстве своем слышит ее впервые, вызывает живой отклик у слушателей и очень хорошо принимается аудиторией.
Беседовала Татьяна ЭСАУЛОВА