С вечера пятницы 14 июня в Кишиневском международном аэропорту наблюдалось оживление на взлётно-посадочных полосах. Пределы Молдавии покинули несколько частных самолетов и среди них, как говорят, моноплан черного цвета Владимира Плахотнюка. А на пропускном пункте Паланка (граница Молдовы и Украины) по дороге к Одессе в те же дни, как бы спонтанно, возникли очереди из автомобилей премиум-класса. Бывшие… уже бывшие сподвижники олигарха Владимира Плахотнюка, еще в четверг «стоявшие насмерть» в попытке удержать власть, как и сам «главный кукловод и наперсточник Молдовы», устремились «на отдых».
По сообщениям медиа-холдинга Демпартии, председатель оной, а это именно Плахотнюк, как и ряд деятелей первого эшелона, устав от трудов праведных, отправились в отпуск. Фактически всеми в молдавском обществе это воспринято как капитуляция и бегство.
После недели «войны нервов», когда созданная в парламенте коалиция социалистов и проевропейских правых Молдовы сумела избрать своего председателя и сформировать правительство, а также под давлением общества и даже международных партнеров (включая ЕС, США, но не Украину) правительство ДПМ объявило об уходе. «Спутник – Молдова» сообщил: «По результатам заседания Национального политического совета Демократической партии Молдовы 14 июня принято решение, что политическое формирование уходит из власти через отставку правительства. При этом демократы заявляли, что их действия от конституциональной блокировки страну не избавят. А сторонники Демпартии, блокировавшие входы в государственные учреждения в Кишиневе в течение всей недели, 14 июня покинули свои места. Президент Республики Молдова Игорь Додон поприветствовал решение ДПМ и объявил о важной победе всего молдавского народа: «Демпартия, которая узурпировала власть, признала поражение».
Примечательно, что Конституционный суд Молдавии на ходу переобулся, пытаясь вписаться в стремительно меняющуюся ситуацию. В субботу судьи собрались на чрезвычайное заседание и отменили предыдущие решения о «роспуске Парламента, отставке Президента Додона и наделении премьера от Демократов полномочиями назначать дату внеочередных выборов». «Предыдущие решения принимались под давлением!» – заявили судьи КС после оглашения решения. Наверное, так и было.
Теперь ничто не мешало министрам правительства Майи Санду законно занять предназначенные для них кабинеты. Параллельно парламент создал комиссию по расследованию «кражи века» – вывода миллиарда долларов из банковской системы Республики Молдова. Массовые акции в поддержку президента и парламента отложили еще и потому, что ожидается небывалая жара. Мобилизованные прежней властью силы правопорядка получили приказ перейти к обычному порядку несения службы.
Можно констатировать: общественно-политический кризис в стране, грозивший перерасти в неконтролируемый процесс столкновений сторонников новой и бывшей власти, завершился победой антиолигархической коалиции.
Это главный итог развития общественных процессов в Молдове после событий 7 апреля 2009 года, когда в Кишиневе были сожжены здания президентуры и парламента, Партия коммунистов во главе с Владимиром Ворониным потеряла управление страной, а вошедшая в коалицию правых и либерал-националистов Демпартия шаг за шагом устранила из политической жизни сначала коммунистов, затем бывших союзников, а в 2015 году поставила под жесткий контроль все ветви и институты власти.
Страна в ожидании перемен. Главный вопрос: будет ли жизнеспособна коалиция ПСРМ – ACUM в парламенте? Стабильность и функциональность правительства зависит именно от этого. Предположить, что все имеющиеся разночтения во внешнеполитических, экономических, социальных и идеологических вопросах будут преодолены, не приходится. Но сейчас необходим процесс расчистки «авгиевых конюшен» олигархического правления Плахотнюка и его подручных. При этом нельзя не видеть, что в рядах блока ACUM довольно активны депутаты, так или иначе придерживающиеся идеи объединения с Румынией. У союзников по коалиции есть расхождения и в отношении перспектив приднестровского урегулирования. Даже по вопросу названии государственного языка («молдавский» или «румынский») у президента Додона и премьера Санду различные взгляды.
Все эти и другие возможные в ходе реформ разногласия между ПСРМ и правыми, между премьером и президентом могут рано или поздно обусловить даже распад коалиции. Но с учетом текущих задач и интересов политических игроков такой сценарий возможен не раньше декабря 2019 или даже начала 2020 года. А пока депутаты должны определиться с датой всеобщих местных выборов, которые, видимо, пройдут одновременно с выборами градоначальника столицы. Для новых властей крайне важно победить на местах, поскольку ставленников олигархического правления там пока гораздо больше, чем социалистов или представителей блока ACUM. Очень жесткой будет борьба за пост мэра Кишинёва. Столица в любом случае станет плацдармом политического соперничества правых и социалистов. Иными словами, говорить, что впереди благостные и спокойные времена, не приходится. Обнадеживает, что находясь на грани общественных столкновений, политические силы все же не пошли по сценарию десятилетней давности. Гражданская война, о которой говорили в последние дни, отодвинута.
При всех реальных противоречиях создавшие коалицию политики показали способность к диалогу и компромиссам. Майя Санду в одном из выступлений объявила, что новое правительство готово к прагматичному диалогу с Российской Федерацией. Пока что это только заявление… Многие люди верят и надеются, что прагматизм и благоразумие станут основой политики новых властей как на внешнем, так и на внутреннем направлениях.
Михаил ЛУПАШКО, писатель, Кишинев