Слава Богу, обошлось без водометов, как в Голландии, без газа, как во Франции, без битья всех без разбору, как в США.Но это лишь скорая помощь общественному организму. Решая сиюминутные проблемы, она не лечит болезнь. Ключевский писал: «Бесплодность полицейских мер обнаруживала всегдашний прием плохих правительств – пресекая следствия зла, усиливать его причины».
Каким же должно быть плановое систематическое лечение? Или даже профилактика? Я говорю о школярах, которых зачинщики беспорядков использовали втемную. Подростки ведь не очень понимают, кто враг, кто друг. «Онижедети» расшатывают несущие опоры своего дома, как чеховский «злоумышленник» отвинчивал гайки от рельсов под грузило для рыбалки, не понимая, что может произойти крушение поезда: это просто за пределами егоразумения и кругозора.
У нас любят повторять слова Бисмарка, что войны выигрывает школьный учитель. Вот сейчас идет информационная война. А в ней, как и в любой другой, действует закон: если ты уходишь с территории – ее без промедлений займет противник. Он и занял умы подростков, создав в них управляемый хаос. Нельзя даже сказать, что враг особо изощрен и коварен – просто учитель сам покинул поле битвы.
Школьников нынче не воспитывают, не объясняют, как устроен мир, какая и за что ведется борьба, кто ее участники. Иногда с интересом беседую с учащимися средних и старших классов. Они легко идут на контакт. Так вот историю никто, кроме тех, кому предстоит сдавать по ней ЕГЭ, особо не учит и не знает. Обществознание, преподаваемое в школе, к жизни трудно приложимо. Учителя, по-видимому, боятся сказать что-то не то, да и сами толком не разбираются в происходящем. Дети зачастую предоставлены самим себе.
Они должны сами выбирать себе мировоззрение? Это так же нелепо, как вместо преподавания физики сказать: наблюдай природу и делай любые выводы.
Детям можно спокойно и уважительно разъяснить происходящее. Сын моей знакомой, 14 лет, собрался на митинг. Хватило небольшого честного родительского разговора – и он искренне «рассобирался», и друзей отговаривал. К сожалению, у нас не приняты в семьях беседы, выходящие за рамки обиходных. Не всем везет на разумных родителей, способных доходчиво разъяснить «текущий момент».
Если мы не хотим отдать в руки врагов нашего государства тех, кто сегодня в начальной школе – надо озаботиться созданием историко-патриотического контента для детей разных возраста. Нужны хорошие, литературно качественные, понятные книжки, фильмы, интернет-контент, доведенные до каждого.
Они не должны свободно конкурировать с духовной сивухой, потребляемой многими ребятами – им нужно дать зелёную улицу, их надо «проходить» в школе. В нашем детстве такие были: «Мой сын, послушай мой рассказ о нашей Родине, о нас…» – это Сергей Михалков. Были хорошие публицистические очерки о нашей Родине, войне, о комсомоле, написанные Сергеем Баруздиным. Подобное – очень необходимо сегодня. Такие проекты государство должно определять и финансировать. Надо, в частности, объяснить молодой поросли, что такое СССР и что случилось в 1991-м.
Иначе произойдет перехват управления молодым поколением, и оно, ясноглазое и мало что понимающее, окажется на другой стороне баррикад. Да уж и оказывается почасту. Нужно все – от мультиков до книжек. От детсада – до совершеннолетия. Нужны военно-патриотические занятия вроде игры «Зарница», в которую играли мы. Тогда, глядишь, и разгонять подростков не придется.
Татьяна ВОЕВОДИНА