В начале марта 2019 г. в библиотеке № 2 им. Федора Абрамова состоялись юбилейные, ХХ-е Петербургские Абрамовские встречи «Накануне столетия Федора Абрамова» (приуроченные на сей раз) к 99-й годовщине со дня рождения писателя.
Друзья и почитатели замечательного русского писателя Федора Абрамова, исследователи его жизни и творчества вновь собрались в том самом помещении, где почти 49 лет назад (25 ноября 1970 г.) состоялась встреча известного писателя со своими читателями. Тогда здесь находилась Невская районная библиотека, а ныне это библиотека № 2 им. Федора Абрамова, по праву получившая новое имя 25 февраля 2000 г., перед 80-летием со дня его рождения.
Федор Абрамов родился 29 февраля 1920 г. в селе Веркола Пинежского уезда Архангельской губернии; ныне ему исполнилось бы 99 лет… Цифра, конечно, более чем внушительная, хотя реальное ощущение его жизни, составившей всего 63 года, как будто еще сохраняется, — и не только для его современников, но и для младших поколений. Предстоящее в следующем году 100-летие со дня его рождения несет на себе уже явный оттенок монументальности, которая непременно стремится быть отлитой в бронзе. Действительно, памятник Федору Абрамову, конкурс на который уже объявлен, обязательно будет установлен в Архангельске.
От имени Правительства Архангельской области гостей и участников ХХ-ых Петербургских Абрамовских встреч приветствовал заместитель руководителя Представительства Архангельской области в Санкт-Петербурге Роман Пилюцкий.
***
Любопытно, что даты журнальных, самых первых публикаций почти всех основных художественных произведений Федора Абрамова в 2019 г., как и его возраст, тоже не «круглые». Разве что исполняется полвека со времени появления повести «Пелагея» в июньской (1969 г.) книжке журнала «Новый мир», который, по словам самого писателя, многое в нем опубликовавшего, являлся для него «родным домом».
Многие «ровные» даты в 2019 г. более связаны с публицистикой Федора Абрамова, которая составляет особую часть его творчества.
Так, 65 лет назад в апрельской книжке «Нового мира» за 1954 г. появилась статья «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе. (Литературные заметки)» – его первое выступление во всесоюзной печати; до этого он публиковал филологические работы лишь в изданиях Ленинградского университета. Имя никому неизвестного дотоле критика сразу же обрело громкую известность, поскольку – подумать только! – в статье оказались подвергнуты суровому разбору ходульные и неуклюжие романы колхозной тематики – авторства Галины Николаевой, Семена Бабаевского, Григория Медынского и некоторых других писателей.
Прочитав свой текст в журнале, Федор Абрамов записал в дневнике (4 апреля 1954 г.): «Статья <…> напечатана. Обкорнали, сгладили все углы. Жалко! И это после того, как я уже подписал гранки. Возмутительно. Люся (Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова. – Г. М.) говорит: это хорошо. Меньше ругать будут. Да вызовет ли статья отклики?»
Статья вызвала не просто «отклики» – на ее автора по команде, данной с самого верха, незамедлительно обрушилась тогда вся советская печать. Тем более что столь критическая публикация была не единственной, а появилась в ряду других выступлений «Нового мира» 1953-1954 гг. схожей направленности – статей «Об искренности в литературе» Владимира Померанцева, «Дневник Мариэтты Шагинян» Михаила Лифшица и «Русский лес» Л. Леонова» Марка Щеглова.
Ныне, с высоты времени, когда пути развития русской литературы ХХ века подробно изучены вдоль и поперек, очевидно, что со стороны журнала первого периода редакторства в нем Александра Твардовского эти четыре публикации стали не просто вызовом. Это был самый настоящий «взрыв, который породил сотрясение в критике и литературной жизни» (слова критика Игоря Золотусского).
Суть заключалась в том, что почти все те писатели, произведения которых критиковались в этих статьях, были лауреатами, а некоторые – и неоднократными, Сталинских премий, то есть Федор Абрамов и другие критики осмелились выступить против самого «цвета» советской литературы, «столпов» так называемого социалистического реализма.
Между тем со дня смерти Сталина едва минул год. Перемены в общественной жизни страны уже ощущались, однако повесть Ильи Эренбурга «Оттепель», давшая символическое название новой эпохе, вышла из печати на месяц позже статьи Федора Абрамова – в майской книжке журнала «Знамя» за 1954 г. Не говоря о том, насколько далеко еще было до разоблачительного, хотя и половинчатого доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС.
Механизм советской карательной системы, бесперебойно действовавший более 30 лет, видоизменился, во многом утратив свою сокрушающую силу. Тем не менее, если б власти сочли это необходимым, он по-прежнему мог заработать без сбоев и послаблений и в новых, изменившихся условиях… В результате имя Федора Абрамова попало в постановление ЦК КПСС, от него под угрозой увольнения с работы из Ленинградского университета всё настойчивее требовали покаяния…
Под давлением обстоятельств он, коммунист, был принужден выразить «раскаяние», хотя в будущем это действо постепенно станет для него скорее «ритуальной» необходимостью – его внутренние ощущения и оценки послевоенной действительности с ее чередой идеологических кампаний (в которых поначалу и ему пришлось принимать участие), приобретают все более критический характер.
Впоследствии мировоззрение Федора Абрамова, четверть века находившегося в самом центре литературной и общественной жизни страны, в значительной мере выразилось в его публицистике. Дополнено оно может быть разве что не предназначенными в свое время к обнародованию суждениями из Дневников и Записных книжек, публикация которых еще впереди. Пока достаточно вспомнить хотя бы его речь на VI съезде писателей СССР (1976), получившую название «О хлебе насущном и хлебе духовном», или очерк «Пашня живая и мертвая» (1978), написанный совместно с Антонином Чистяковым.
***
В 2019 г. исполняется 40 лет с тех пор, как в газете «Пинежская правда» (18 августа 1979 г.) было опубликовано одно из самых значительных публицистических произведений Федора Абрамова – открытое письмо землякам «Чем живем-кормимся». На примере сложившихся к тому времени неутешительных обстоятельств веркольской жизни писатель ратовал за необходимость решительных перемен по всей стране. Письмо получило широкий общественный резонанс – и очередное недовольство верхов.
Публицистике Федора Абрамова, его отношению к реальным делам и писательскому труду посвятила свое выступление Галина Михайловна Абрамова – племянница писателя, неизменный участник всех без исключения Петербургских Абрамовских встреч.
Затем собравшимся были представлены новые издания произведений Федора Абрамова и многочисленные публикации, с ним связанные, составившие традиционную ежегодную выставку новых поступлений в специализированный Абрамовский фонд библиотеки.
Очередное издание тетралогии «Братья и сестры» в двух томах и отдельное издание повестей (2018-2019) открыли новую серию «Проза Русского Севера» московского издательства «Вече». Оформленные в едином стиле, вместе эти три тома составляют как бы новое собрание художественных произведений Федора Абрамова; недостает только тома рассказов.
Благодаря хорошо налаженным контактам с архангельским журналистом Сергеем Доморощеновым, карпогорским журналистом и краеведом Павлом Немировым, топонимистом и краеведом Евгением Сизеновым из г. Колпино (входящего в черту Санкт-Петербурга), неравнодушными к изучению жизни и творчества Федора Абрамова, регулярно поступают необходимые книги из Архангельска, Карпогор и Нарьян-Мара.
Прежде всего, это отдельные издания, так или иначе связанные с Федором Абрамовым, крýгом его общения и с местами, которые он посещал, в частности – Пустозерском, который является не только точкой (к тому же уже давно не существующей) на географической карте, но одним из символов былой русской военной, торговой и религиозной жизни.
По мере развития замысла романа о Гражданской войне на Пинеге (будущей «Чистой книги») Федор Абрамов уделял Пустозерску и деятельности протопопа Аввакума все более пристальное внимание, стремился обязательно побывать на Нижней Печоре. Недаром один из лучших своих рассказов он назвал «Из колена Аввакумова» (1978).
Место исчезнувшего заполярного русского города, основанного в 1499 г., находится «всего лишь» в 20 км от Нарьян-Мара. Однако попасть сюда не так просто. Возможно, есть что-то символическое в том, что Федор Абрамов не добрался до Пустозерска в 1966 г., когда собирался туда вместе с историком и археографом Владимиром Малышевым, основателем Древлехранилища Пушкинского Дома (буквально накануне вылета из Архангельска в Нарьян-Мар у писателя случился микроинфаркт).
Первый и единственный раз Федору Абрамову довелось побывать на Нижней Печоре и в Пустозерске только в 1981 г. вместе со своим земляком, критиком Александром Михайловым, который, как сообщает Л.В. Крутикова-Абрамова в книге «Дом в Верколе» (1988), «собирался не однажды показать ему свои родные места и Пустозерье». В той поездке их сопровождал нарьян-марский журналист Владимир Толкачев, впоследствии много сделавший для сохранения памяти о писателе.
Среди многочисленных изданий, незаменимых при работе над «Летописью жизни и творчества Федора Абрамова», воспоминания «Пустозерск моего детства» (1999) Петра Спирихина и «Пустозерск и Пустозерье: из истории Печорского края» (2010) Николая Окладникова. Есть также несколько тематических каталогов из собрания Ненецкого краеведческого музея, в том числе – «Предметы христианского культа» (2008), составленный Е.Г. Меньшаковой и А.А. Дементьевой.
Из Карпогор прислал свою книгу «Защитники Отечества» (2017) Павел Немиров. Она посвящена пинежанам – участникам русско-японской 1904-1905 гг., Первой мировой и Великой Отечественных войн.
Больше всего изданий поступило от Сергея Доморощенова: сборник его интервью с писателями «Я немножко тоже Русь» (2013); второе издание сборника биографических очерков главных редакторов архангельской областной газеты «Наша главная газета. К вековому юбилею «Правды Севера» (2017), написанного им совместно с Альбертом Новоселовым; масштабное исследование «Театральный Архангельск» (2006) Юрия Угарова и др.
Буквально в канун проведения ХХ Петербургских Абрамовских встреч от Сергея Доморощенова пришла очередная бандероль – с книгой Елены Корницкой «Сказы недосказанные» (2018), посвященной жизни и деятельности ученого-альголога, географа, гидрографа, палеографа, этнографа, историка края, почетного гражданина Архангельска Ксении Петровны Гемп, скончавшейся в 1998 г. на 104 году жизни. О Федоре Абрамове она говорила так: «Мы были знакомы в общей сложности семнадцать лет, а четырнадцать лет нас связывала крепкая дружба».
В настоящий момент Сергей Доморощенов завершает работу над «первой в своем роде», как сказано в аннотации, биографической книгой «Великий счастливец», выходящей в Архангельске к 100-летию со дня рождения Федора Абрамова.
Также при активном участии Сергея Доморощенова библиотека им. Федора Абрамова в Санкт-Петербурге имеет возможность получать газету «Правда Севера», едва ли не в каждом номере которой появляются материалы, имеющие прямое или косвенное отношение к писателю.
Наибольшее значение имеет рубрика «К столетию Федора Абрамова», которая ежемесячно, а то и чаще, ведется в газете уже второй год. Она началась с очерка того же Сергея Доморощенова «Две войны Федора Абрамова», напечатанного 21 февраля 2018 г. Так же авторами рубрики являются Виктор Толкачев и Ирина Журавлева. Кроме того, Геннадий Мартынов уже опубликовал в ней ряд неизвестных материалов из личного архива Федора Абрамова, бережно сохранявшегося более трех десятилетий Л.В. Крутиковой-Абрамовой.
Сейчас рубрику составляют уже 16 материалов, последний появился в номере «Правды Севера» от 27 февраля 2019 г. – это очерк «Абрамов и Шергин: первая и последняя встреча» Людмилы Егоровой.
В нескольких материалах рубрики на основе всей собранной к настоящему времени информации говорится об истории первых публикаций школьника Федора Абрамова, появившихся в довоенной карпогорской районной газете «Лесной фронт» (ныне «Пинежская правда») в 1936‒1938 гг.
У него их было шесть – статьи, заметки и даже одно стихотворение. При подготовке первой книги «Летописи жизни и творчества Федора Абрамова» (2015) пять из них нашлись без особого труда, однако разыскать шестую статью, которая называется «Великий русский поэт А.С. Пушкин в нашей школе», оказалось непросто. Эта статья была напечатана в «Лесном фронте» 10 февраля 1937 г. в числе других материалов, связанных с общесоюзными мероприятиями по случаю 100-летия гибели Пушкина.
По неизвестным причинам именно этот номер отсутствует в подшивках газеты «Лесной фронт» из собраний Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) и Российской государственной библиотеки (Москва). При помощи Сергея Доморощенова удалось выяснить, что и в Архангельской областной научной библиотеке имени Н.А. Добролюбова, и в Государственном архиве Архангельской области его, увы, тоже нет.
Попытки отыскать неуловимый газетный номер продолжались, но всякий раз оставались безрезультатными. Статья-«невидимка», вторая по времени публикация Федора Абрамова (после статьи «Счастливая детвора», напечатанной в «Лесном фронте» 1 июля 1936 г.), фактически приблизилась к категории рукописей, существующих, как правило, в единственном экземпляре.
Спустя некоторое время номер все-таки оказался доступен – заслуга его получения принадлежит вышеупомянутому Павлу Немирову (между прочим, сыну абрамовского героя из наброска рассказа 1948 г. про «второе раскулачивание»). По нашей просьбе он скопировал газетную полосу в архивном отделе администрации муниципального образования «Пинежский район», который, скорее всего, и является единственным местом государственного хранения уникального подлинника. Надеемся, что в ближайшее время в рубрике «К столетию Федора Абрамова», спустя 82 года после первой публикации, мы снова будем иметь возможность прочитать эту статью; также ее текст будет помещен в приложении к третьей книге «Летописи жизни и творчества Федора Абрамова».
***
Далее на ХХ Петербургских Абрамовских встречах прозвучали сообщения, посвященные некоторым предварительным итогам работы над третьей книгой (первая книга, охватывающая 1920-1958 гг., вышла в 2015 г.; вторая, посвященная 1959-1965 гг., – в 2017 г.).
Третья книга обнимает четыре года – 1966-1969-й. Для Федора Абрамова это время весьма нелегкого пути к публикации остросоциального второго романа тетралогии – «Две зимы и три лета» и повести «Пелагея». Одновременно он работает над повестью «Деревянные кони» и продолжает развивать замысел рассказа «Поездка в прошлое» (1963), переросшего в повесть, собирает материал и делает наброски для многих других задуманных произведений, прежде всего – для романа о Гражданской войне на Пинеге (будущей «Чистой книге»).
В общественной жизни страны указанные четыре года – период стремительного угасания «оттепели» и ее закат. Одно из красноречивых подтверждений этого, связанных с Федором Абрамовым, – невозможность осуществить повторную публикацию разгромленной в советской печати повести «Вокруг да около» (1963), где он ратовал за введение реальной оплаты труда колхозников, которые в то время были лишены паспортов.
Между тем заслуга Федора Абрамова и «многих-многих лучших, передовых людей страны, в их числе и писателей» (оценка критика Владимира Коробова) в исправлении сложившейся тогда ситуации несомненна. Именно их усилия привели к тому, что 16 мая 1966 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли наконец постановление «О повышении материальной заинтересованности колхозников в развитии общественного производства», суть которого заключается в отмене окончательно утратившего смысл трудодня и замене его на «гарантированную оплату труда колхозников (деньгами и натурой) исходя из тарифных ставок соответствующих категорий работников совхозов».
«Пробить» публикацию повести «Деревянные кони», хотя и со значительными цензурными изъятиями и нелепой заменой слова «раскулачили» на слово «обидели», Федору Абрамову удается – она появится в февральской книжке «Нового мира» за 1970 г. сокращенной настолько, что ей придется дать жанровое определение «рассказ». Однако о том, чтобы попытаться опубликовать новую редакцию «Поездки в прошлое», писатель во второй половине 1960-х гг., кажется, даже не помышляет…
Получилось так, что третья книга «Летописи…» открывается записью о встрече Федора Абрамова с его бывшим коллегой по работе в Ленинградском университете Федором Устиновичем Астафьевым и его сыном-подростком, состоявшейся 9 января 1966 г. Ныне Николай Федорович Астафьев – поэт, автор нескольких книг, член Союза писателей России. Несколько лет назад он передал библиотеке им. Федора Абрамова две книги – абрамовские сборники «Безотцовщина. Повести и рассказы» (1962) и «Братья и сестры. Безотцовщина. Жила-была семужка. Рассказы» (1963), которые писатель надписал в тот день ему и его отцу. Теперь они хранятся среди других мемориальных предметов, связанных с именем Федора Абрамова, заняв свое место в обновляющейся библиотечной музейной экспозиции.
Непосредственно для третьей книги «Летописи…» Николай Федорович написал воспоминания об этой единственной его встрече с писателем. О ней он рассказал и на ХХ Петербургских Абрамовских встречах. Основную же часть своего выступления он посвятил памяти Глеба Яковлевича Горбовского, с которым в Петербурге прощались в начале марта 2019 г.
В книге «Остывшие следы. Записки литератора» (1991) Горбовский рассказал о своем достаточно близком знакомстве с Федором Абрамовым.
В 1978 г. Глеб Горбовский посвятил ему стихотворение «Русская деревня»:
Не крыши, крытые соломой,
не труд с рассвета до зари,
не вкус слезы ее соленой, –
а свет, идущий изнутри!
Не путы права крепостного,
не худоба пустых полей,
не гомон пения хмельного –
а совесть нации моей!
………………………………
И если что-то есть и дышит
в моей строке, сверля покой,
оно идет на сердце – свыше:
от тех избушек над рекой!
Следующее выступление было посвящено воспоминаниям постоянного редактора Федора Абрамова.
Автор – всегда на виду, его фамилия красуется на обложке и титульном листе, а редактор остается как бы в тени. В книгах его фамилия указывается, как правило, мелким шрифтом в выходных данных – далеко не каждый читатель в них и заглядывает. Между тем работа по редактированию произведения чрезвычайно важна и ответственна, и если приводить какие-то сравнения – сродни работе театрального режиссера, без которого не может состояться никакой спектакль. Как правило, у людей пишущих, особенно у тех, чье имя известно, редактор всегда постоянный, «пожизненный», а нередко даже «посмертный».
У Федора Абрамова постоянный редактор появился в 1968 г. после того, когда им была сдана в Ленинградское отделение издательства «Советский писатель» рукопись романа «Две зимы и три лета». В 1969 г. роман вышел. Следовательно, в нынешнем году отмечается ровно полвека с момента выпуска его первого отдельного издания (впервые роман был опубликован в январской, февральской и мартовской книжках «Нового мира» за 1968 г.).
В выходных данных первого отдельного издания, замечательно оформленного художником М.Е. Новиковым, читаем: редактор К.М. Успенская. С тех пор она и будет вести все основные прижизненные издания произведений Федра Абрамова, под ее наблюдением выйдут все его основные «посмертные» книги, а также такие основополагающие для раскрытия биографии и творчества писателя труды, как «Дом в Верколе» и «Жива Россия», написанные Л.В. Крутиковой-Абрамовой.
Сейчас, специально для третьей книги «Летописи…», Кира Михайловна заканчивает работу над подробными воспоминаниями о своем знакомстве с Федором Абрамовым и перипетиях многолетней работы над изданием его произведений. Другой ее очерк – «Памяти художника», написанный также для третьей книги «Летописи…», посвящен Михаилу Ефремовичу Новикову, который был главным художником Ленинградского отделения «Советский писатель» более 30 лет. Десятки изданий, над которыми он работал, в том числе книги Федора Абрамова, составляют важную веху в истории отечественного книжного оформления второй половины ХХ века.
К сожалению, сама Кира Михайловна приехать на Петербургские Абрамовские встречи не смогла, и с наиболее интересными фрагментами ее мемуарных записей присутствовавших познакомила доктор филологических наук, профессор Анна Успенская.
Очевидная заслуга в том, чтобы «Летопись…» приходила к читателям и исследователям жизни и творчества Федора Абрамова в существующем виде, принадлежит ее научному редактору и автору части примечаний кандидату филологических наук, члену Союза писателей Санкт-Петербурга Александру Тимофееву.
Работа над составлением многочисленных примечаний к сведениям, сообщаемым Федором Абрамовым в Дневниках, Записных книжках, письмах, записях разного характера, над свидетельствами мемуаристов и всеми прочими материалами, включаемыми в «Летопись…» требует ответственности и предельной внимательности, подробного изучения необходимых источников.
Порой объяснение фактов жизни и деятельности писателя, событий, связанных с его биографией, закономерно приводит к появлению исследований, имеющих уже самостоятельное значение. Александр Тимофеев познакомил присутствующих с несколькими собственными разысканиями, сделанными во время работы над «Летописью…». Независимо от их характера: книговедческого, историко-политического, литературоведческого – в его поисках просматриваются контуры реальных открытий в области издательской и литературной жизни 1960-х гг.
***
Следующим на ХХ Петербургских Абрамовских встречах был представлен проект ведущего библиографа библиотеки им. Федора Абрамова Ольги Быстровой – «Федор Абрамов online», целью которого является дальнейшее привлечение внимания к биографии и литературному наследию писателя. Проект включает в себя несколько направлений для разной целевой и возрастной читательской аудитории.
На протяжении всего календарного года, остающегося до празднования 100-летия со дня рождения писателя, начиная с 1 марта 2019 г. станет выходить электронный «Хронограф жизни и творчества Ф. Абрамова». Для этого создана особая тематическая группа во «ВКонтакте», где постепенно будут выкладываться тексты и фотодокументы, содержащие сведения о наиболее значимых событиях, связанных с писателем в тот или иной день. В основу этой работы положены сведения, сообщаемые в «Летописи…».
Второе направление – конкурс буктрейлеров на произведения Федора Абрамова. Буктрейлер – это видеозапись, в которой в любой форме (художественная постановка, слайд-шоу с иллюстрациями, текстовой ряд и т. д.) рассказывается о какой-либо книге.
Третье направление – акция «Читаем Федора Абрамова». Казалось бы, ее идея лежит на поверхности и отнюдь не нова, но представляется настолько замечательной, что обязательно должна состояться в Петербурге хотя бы потому, что писатель прожил в Ленинграде почти всю свою сознательную жизнь, с 1938 по 1983 гг. (за исключением периода 1942-1945 гг.). Задача участников здесь – чтение произведений Федора Абрамова в интерьерах библиотеки. Видеозаписи прочтения должны выкладываться в социальной сети с определенными хэштегами.
Для учителей-словесников и библиотекарей предполагается подготовить пакет сопроводительных методических видеоматериалов: схемы книжно-иллюстративных выставок, видеофильм «Федор Абрамов в Ленинграде», сценарии уроков по жизни и творчеству писателя.
Наконец, возможно проведение литературного конкурса «Я здесь, от суетных оков освобожденный…» – для профессиональных литераторов и просто любителей, пишущих о судьбах русской деревни.
В завершение ХХ Петербургских Абрамовских встреч внимание участников было обращено на библиофильский интерес к работе с наследием Федора Абрамова и Л.В. Крутиковой-Абрамовой.
Дело в том, что в их домашней библиотеке сохранилось множество книг, журнальных и даже газетных публикаций с дарственными надписями авторов. В основном они были описаны и опубликованы сначала в журнале «Петербургская библиотечная школа», затем, с дополнениями, в сборнике материалов из личного архива «В мире Федора Абрамова» (2005), подготовленном Л.В. Крутиковой-Абрамовой и Г.Г. Мартыновым, – там их учтено 953. Основная часть этого собрания сейчас находится в Кабинете Федора Абрамова Архангельской универсальной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова.
К ним добавляются 19 изданий, подаренных писателем своей жене. Бóльшая часть эти экземпляров поступила в специализированный Абрамовский фонд библиотеки им. Федора Абрамова.
При окончательном разборе домашней библиотеки, которая осталась после Л.В. Крутиковой-Абрамовой, скончавшейся 2 октября 2017 г. на 98-м году жизни, дополнительно найдено еще некоторое количество подписанных авторами книг и публикаций; сведения о них уже включены в состав «Летописи…».
В настоящее время представляется целесообразным выпуск отдельного издания с полным описанием этой уникальной коллекции.
Сообщение о том, сколь много могут рассказать дарственные надписи, на примере домашней библиотеки Федора Абрамова и Л.В. Крутиковой-Абрамовой, сделал член Санкт-Петербургского библиотечного общества, библиофил Станислав Ларьков.
Несомненно, предстоящее 100-летие со дня рождения Федора Абрамова обязательно будет отмечено на достойном уровне.
Г.Г. МАРТЫНОВ, сотрудник библиотеки им. Федора Абрамова,
автор «Летописи жизни и творчества Федора Абрамова»