«Я хотел бы, чтобы кто-нибудь объяснил: кто я?»
(Из выступления Михаила Жванецкого в Концертном зале имени Чайковского)
Непризнания сопровождают Михал Михалыча Жванецкого всю его бессознательную и сознательную жизнь. Не признавал папа – он ждал дочь. Мама все гадала: в кого он уродился? Не признавали в школе. Чтобы успокоить маму, сыну дали золотую медаль. В Одесском институте инженеров морского флота не признавали его призвания. Не понимали, зачем будущему начальнику транспортного цеха ликеро-водочного завода диплом инженера водного института.
Затем не признавал тупой доцент. Хотя грузин признался сразу, что он Аваз. Аркадий Райкин с этим согласился. Однако не признал право ММЖ идти в народ. Для признания лично его, ММЖ, а не только Аркадия Исааковича Райкина.
К непризнанию начало добавляться непонимание. К тому же непризнания ММЖ стали увеличиваться вширь и вглубь. В борьбу с этим вступили Ильченко и Карцев. Но люди не понимали, как можно такое говорить о такой хорошей стране, с таким балетом и где раки на выбор? И зачем самому ММЖ жить в стране, о которой он такое пишет? Может, потому ни один серьезный юморист и не уехал из России, что нигде в мире нет таких условий для смеха? Над всем сегодня в России смеяться не только грешно, но и не опасно. Жизнь стала лучше, жить стало хуже. Страна ММЖ – страна настоящей демократии. Хочешь – входи, не желаешь – выходи, трусишь – молчи.
Дальше – запутаннее. Страна рассыпалась. Казалось бы: ша! Всем уже все понятно. Остынь. Смой морскую соль. На что уж гранд, кулинарный юморист, Геннадий Хазанов с болью в сердце произнес: «Сегодня Жванецкого понимают только в Австралии».
Многоуважаемый великий смехач! Как сказала бы моя тетя: «Не всегда трэба! Когда ищут смысл – не до смеха, а смеяться хочется всегда».
Как всегда, мама, на этот раз Одесса-мама, смягчила удар. Признала ММЖ Президентом всех одесситов. И все равно непонятно, как это – всех? Будущих тоже? А если в городе число одесситов уменьшится и возрастет количество выходцев из Молдаванки? А те вдруг захотят объединиться с румынками? С этим трудно не считаться.
Вы спросите: а как отреагировали там? Ответим: заграница на этот раз не помогла. В США не признали ММЖ за советского, в Израиле – за еврея. Мир его признал – за Жванецкого.
ММЖ держится подальше от политики. А возглавь он партию под лозунгом «Алкоголь в малых дозах безвреден в любых количествах», получил бы на выборах голоса всего мужского электората и немножко – женского. СНГ стало бы СММЖ, и не пришлось бы никому искать ПМЖ. Пришел здоровый образ жизни, на место самой жизни.
Давно пора признать научные достижения ММЖ. Им открыты законы, сформулированы теоремы.
Назову некоторые.
Первый закон Жванецкого: превращение страны в родину зависит от уровня юмора в стране.
Вывод первый: цена раков зависит от их величины и дня продажи.
Второй закон Жванемэтра: низкий уровень жизни повышает качество юмора.
ММЖ давно понял, что наша земля сильна потому, что она со Вселенной накоротке. Говорит с ней короткими волнами. Другие – не доходят.
Так тон создал Третий закон Жванецкого: не удлиняй короткого.
Исключение первое: некоторым обрезание противопоказано.
Первая теорема Жванецкого: нельзя ругать время, не заглядывая в часы.
Она дала право на Диагноз Жванецкого: страны социализма погибли от капиталистических болезней.
Вывод второй: новые рыночные страны не выживут, не избавившись от социалистических болезней.
Постулаты Жванецкого
Сыновий: У тебя есть совесть – и делай что хочешь.
Отеческий: Отрабатывай координацию.
Ученым: Будь первым – хотя бы в науке.
Газета «Капитал» присвоила Михаилу Жванецкому звание «Первый Капитальный писатель». За то, что он всегда думает, говорит и пишет одно и то же в малом размере, но равновеликого качества. И, как все гениальное, делает это удивительно просто. Берет буквы, преобразует их в слова. Делает паузу, и получается то, чем мы восхищаемся уже столько лет. Его скороговорка проживет до тех пор, пока люди будут смеяться. То есть – вечно.
Что еще о нем сказать? Всю жизнь он дарит людям смех. Сейчас он Дежурный по стране – с правом переписки. Но без права принятия решения. При этом президент одесской нации города непозволительно нарушает традицию, по которой на вопрос не отвечают вопросом. Он просто отвечает, но не отвечает за принятие решений. Неудержимо хочется спросить: может, членам Общественной палаты при Президенте Российской Федерации вменить в виде уставной обязанности прохождение курса Жванецкого? А экзаменационн6ую оценку им ставить, исходя из динамики показателей страны? Тогда эти члены будут не просто признаками вывески демократии. Их самих начнут признавать нужными гражданам нашего государства.
Проникающий, обнажающий, не обезболивающий, но лечащий его талант непрерывно увеличивает население Страны ММЖ. Хотя не все это желают признавать. Одесса, конечно, возбуждает. Вот Севастополь – охлаждает. Ничего, не сказал еще своего слова Крыжополь.
Сергей ЕВСТРАТЬЕВ