В Калужской области открыли памятник выдающемуся переводчику и литератору Николаю Любимову. Торжественное событие было приурочено к приближающемуся юбилею – 110-летию выдающегося мастера литературного перевода. В маленьком Перемышле на Оке, где детские и юношеские, самые счастливые, годы своей жизни провел будущий мэтр отечественной словесности. Единственный, кстати, из отечественных переводчиков, удостоившийся за свои труды высокого звания лауреата Государственной премии.
«В том, что я существую на свете, повинен Перемышль», - признавался в своих мемуарах Николай Любимов, «повинный» в свою очередь в том, что у нас с вами существуют Сервантес, Франс, Стендаль и Марсель Пруст. А также – Бомарше, Флобер и Мериме. Что они все разом заговорили по-русски. Вошли в наши дома. Поселились в наших сердцах, умах и душах. Расположились на самых видных полках тысяч библиотек. Стали родными. Стали желанными.
Удивительный факт отметил на открытии памятника сын Николая Михайловича – Борис Любимов: «Папа, прекрасный знавший европейские языки и европейскую культуру, ни разу в своей жизни при этом не бывал за границей». Однако впечатление у читателя всегда возникает одно: этот талантливый русский переводчик, скорее всего, живёт где-то в Провансе или в Андалусии – больно уж точен его язык и верно понимание местных обычаев.
Образованнейший калужский провинциал. Интеллигент. Тонкий знаток литературы и всего, что связано с ней. Певец старославянской старины. Обожатель богослужебного чина. Скептик богоборческих времён. Сын перемышльской учительницы (правда, с княжескими корнями) и обычного землемера (с корнями духовными). Бесконечно влюбленный в родные приокские дали. В маленький город на горе Перемышль. В его согревающую душу провинциальную старину и не стареющую новь горячих чувств к родным пенатам.
Любимов никогда не подпевал. А исполнял всегда свою партию: и в жизни, и в литературе. Она изрядно диссонировала с советской субкультурой. С наработками экстраординарных большевиков. Последних Любимов причислял к разрушителям: и в жизни, и в искусстве. Не боялся быть крамольным в мемуарах. В ставшей уже знаменитой историко-филологической трилогии «Неувядаемый цвет». В ней выдающийся литератор не только запечатлел историю ставшего ему родным маленького провинциального городка, сложную историю страны глазами интеллигент-провинциала, но и дал запоминающийся урок неувядаемой любви к своей малой родине, тем корням, которые способны удержать человека во дни самых лихих испытаний.
Отныне любящий родную землю взгляд выдающегося русского писателя будет вечно оберегать живописные приокские просторы, что широко раскинулись у подножия маленького провинциального городка.
Алексей МЕЛЬНИКОВ, Калуга