Критик А.Рудалев размышляет о Владимире ЛИЧУТИНЕ, празднующем в эти дни свое 80-летие:
Личутин невозможен, старомоден в настоящем. Труднопроходим, как буреломный лес, к нему еще надо приспособиться. В его чащу не стоит забираться поверхностным: завязнут и поломают себя всего.
Но в этой труднопроходимости его сила. Он – необходимый противовес, балансир, эхо коренной вековой музыки, который уравновешивает нашу сиюминутность. Не дает ей окончательно искривиться в односторонность и скорчить рожу.
Личутин будто притормаживает разбег жизни и через призму слова рассматривает ее на доброкачественность.
И, конечно, это голос Севера. Все то, чем Север жив – словом глубинным и необъятным, светом и людьми. И еще раз: в этих северных сугробах – душа России, надежда на ренессанс отечественной цивилизации, ее колоссальная энергия, которая горит и светит.
Лучутин – явь слова в противоположность снам бессловесных.
Он плетет свою языковую сеть, исходящую из «косноязычной души», на которой пытается удержать современный мир. Оградить его от греха, расколов, заговорить от впадения в темное.
Он – своеобразный литературный молитвенник, пребывающий в поисках словесного философского камня, очищающего мир от скверны и всего плесневелого. Пытается нащупать музыку языка, от которой бежит грех.
Он из той самой породы огневых, светлых и чистых людей. Аввакум был неистов, Абрамов был горяч, а Личутин – страстен. Нам, хладным, надо очень потрудиться, чтобы понять их…