Недавно группа патриотически настроенных деятелей провела примечательное собрание, посвященное внешним и внутренним угрозам России и готовности нашей к их отражению. Справедливо говорилось о необходимости объединения всех патриотических сил, справедливо отмечались многие проблемы, справедливы были многие оценки текущего положения… Одна беда, точнее две. Первая – рефреном повторяемое выступающими (в том числе людьми православными, церковными): «Мы советские люди!», «Мы родом из СССР!» А как бы хотелось слышать рефреном такого собрания: «МЫ – РУССКИЕ ЛЮДИ!» Потому что с этого, как бы то ни было, начинается все… Как вы лодку назовете…
И снова в сухом остатке от выступлений участников, людей искренних и заслуженных и отнюдь не коммунистов, являлось ощущение, что история наша практически исчерпывается Великой отечественной войной, индустриализацией, Сталиным… Но какое и куда может быть движение вперед, если так обужена да еще и искажена наша история? Если исток реки зарастает, чахнет, то мелеет и высыхает сама река. И никакое «полноводное» движение не сложится без обращения к истоку, без расчищения его. Просто в силу закона природы. Мантра «мы советские» – это изначально тупиковый путь, ею уже оказывается обречено толком не начатое начинание.
Вторая же беда нужного в общем-то собрания, имевшего целью проговорить наболевшее, традиционна – озвучив страхи и ужасы России, докладчики по крупному счету не предложили действенных путей преодоления оных. Не в теории из серии «когда мы придем к власти», а – здесь и сейчас. Что делать? Обычным людям? Тем из них хотя бы, кто вообще готов и способен что-то делать? Лозунг объединения сам по себе верен, но всякое объединение должно иметь конкретный предмет. Для чего мы объединяемся? Чтобы что делать? О том, что страна наша на пороге катастрофы, Отечество в опасности и т. д., мы, в конце концов, слышим уже многие годы. И надо заметить (не отрицая опасности и катастрофичности ни в коей мере), что лозунги эти ввиду слишком частого их повторения перестают производить должное впечатление. Подобно крикам «волки-волки!» Можно переслушать выступления ораторов на аналогичных конференциях за десятилетия, и они совпадут почти дословно. Но что же дальше? Одной лишь констатацией наших бед никого не объединить. Нужно предметное энергичное действие. Точнее, действия. По разным направлениям.
Некогда в русской эмиграции существовало «Общество Защиты и Помощи Русским». Я не буду вдаваться в его историю и детали деятельности, важна в данном случае сама идея. Защита и помощь Русским. Русский народ понес в ХХ веке самые катастрофические потери. И продолжает нести их. Следовательно, нет и не может быть для нас более насущной задачи, нежели защита и помощь Русским. Это не «нацизм», не «шовинизм», это… вопрос нашего выживания, как народа, а, значит, и государства. Потому что Россия – прежде всего, государство Русского народа. Просто в силу того, что оно создано русскими, абсолютное большинство его составляют русские, и основное бремя несли и несут русские. Если чахнет образующее государство племя, то государство обречено на деградацию и распад. И если говорить об угрозах, то именно это и есть главная угроза. Иссякновение Русского народа. И, значит, вся деятельность некоего широкого русского патриотического фронта может базировать лишь на одном – всемерном и всестороннем противостоянии этой угрозе.
Что касается самой идеи создания такого фронта, как единой организации, партии, то многочисленными попытками доказана ее нежизнеспособность – именно в формате партии или чего-то аналогичного. Партия – всегда лишь часть от целого. Партии обречены на склоки и политиканство. У русского патриота может быть только одна «партия» – Русский народ. Кроме того, совершенно очевидно, что при раздрае, традиционно царящем в рядах патриотов, любая попытка объединения тотчас столкнется с «третьей позицией» большинства потенциальных участников, которые непременно заявят в отношении друг друга, что с такими «нехорошими людьми» они на одном избирательном поле присутствовать не будут.
Каким же может быть в таком случае объединение (если вообще может быть)? Лишь в форме условной «корпорации», в которой есть различные филиалы (по направлениям деятельности), впрямую практически не взаимодействующие друг с другом, занимающиеся каждый своим направлением, автономная работа которых в итоге сливается в одно большое общее дело. Русское дело. Только такая форма может минимизировать неизбежную во всяком ином случае грызню. Только при такой форме можно частично избежать полного разброда на почве идеологической, сконцентрировав усилия людей, во многом не совпадающих по взглядам на предметной деятельности для пользы Русского народа.
Как может выглядеть подобное образование на практике?
Итак, мы определили главную задачу – защита и помощь Русским. Давайте определим ключевые направления защиты и помощи.
1. Защита русских в зонах военных конфликтов. Таких, например, как на Донбассе. Это организация гуманитарной помощи, это работа по вызволению пленных, это честное освещение происходящего, это, наконец, добровольчество. Защита русских на территории иных государств (главным образом, соотечественников на территориях бывшего СССР).
2. Правовая защита русских. Т. е. предоставление квалифицированной юридической помощи русским людям в случае применения к ним репрессий, как к русским людям (282 статья, дискриминация по национальному признаку и т. д.), в случае конфликтов с мигрантами, или если наши люди стали жертвами этнопреступников, наконец, если наши русские люди оказались беженцами в собственной стране (депортации и попытки депортаций жителей Новороссии, неотторжимой части России, в-на Украину). К слову сказать, русские беженцы из Чечни так и не получили ни специального статуса, ни компенсаций. И эта тема практически замолчена.
3. Защита семьи и традиционных семейных ценностей. Противодействие ювенальному террору, насаждению извращений, растлению наших детей.
4. Защита русского села, русского малого и среднего предпринимательства. Будущее России зависит от того, будут ли на ее землях жить и работать русские люди, будут ли эти земли процветать и плодоносить, возделываемые рачительными хозяевами, или же окончательно обратятся в пустошь. Судьба села – судьба России. Будущее России зависит также и от того, сможет ли она быть самодостаточной страной, самостоятельно производящей всё необходимое для достойной жизни своих граждан.
5. Защита русского культурного наследия. Противодействие современным вандалам, стирающим с лица земли нашу историческую память, жемчужины нашей архитектуры. Восстановление – общими усилиями – того, что еще возможно спасти и восстановить. На наших глазах безвозвратно гибнут тысячи прекрасных храмов, усадеб и иных объектов, и лишь горстка энтузиастов пытается что-то спасти, и их ничтожных сил, конечно, не хватает на это.
6. Защита русской школы. Поддержка русских образовательных центров. Способствование возрождений традиций русской педагогики и воспитания.
7. Защита русского мировоззрения, духовных ценностей, исторической правды, информационной среды. Тютчев называл Историю нашим защитником. Если мы хотим защитить свою страну, свой народ, то мы должны защитить нашу Историю, которая не в 17-м году началась и не индустриализацией с ВОВ исчерпывается. И если мы хотим иметь хоть сколько-нибудь весомое влияние, нам необходимо работать над созданием реально действующих информационных ресурсов, формирующих русское мировоззрение.
По каждому из этих направлений есть достаточное число серьёзных специалистов, делателей, практиков, которые в рамках своей темы могли бы эффективно взаимодействовать друг с другом. Корпоративный принцип частично избавил бы нас от ненужных трений, предоставив каждому возможность «работать на победу» по своему профилю. При наличии некоторых материальных ресурсов такая «корпорация» вполне имела бы шанс стать столь необходимой нам первоосновой для национального объединения – Русской лигой, Лигой защиты Русских.
Елена СЕМЕНОВА, писатель, историк, специально для «Литературной газеты»