В последние годы неуклонно растет интерес к истории отечественных органов государственной безопасности. Особенно в 2017 году в связи с отмеченным в декабре 100-летием со дня образования Всероссийской Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и преступлениями по должности (ВЧК). Оценивая результаты деятельности ВЧК, треть россиян (37%) высказала мнение, что она принесла пользу нашей стране, а пятая часть (20%) негативно оценила ее работу, отметив, что ВЧК нанесла вред государству. Причем люди в возрасте 60 лет и старше в два раза чаще, чем молодые, называли итоги работы ВЧК полезными для страны. Конечно, у каждого свой счет к истории. Те, у кого расстреляны и сгинули в лагерях родные, вправе судить так, как они считают нужным. Но самое удивительное, что каждый третий участник опроса (30%) признался, что ничего не знает о деятельности ВЧК. И это при том, что история органов государственной безопасности – важная часть истории России.
Издательство «Галерия» выпустило пять книг известного автора-историка Феликса Березина, написанных на основе воспоминаний и личного архива отца, Якова Березина, который в 1919-1920 годах был секретарем Московской ЧК, фактическим заместителем ее председателя Феликса Дзержинского. В своих книгах автор объективно рассказал о пользе и вреде государству от деятельности ВЧК. Эти книги несут людям правду о чекистах, помогают понять, что не все так однозначно в истории. И хорошо, что со многих тайн ВЧК снят гриф секретности, и наконец-то открывается правда. Появляется возможность отделить чекистов- патриотов, обезвредивших тысячи шпионов, расхитителей государственной собственности и бандитов, от мерзавцев, фабриковавших уголовно-политические дела для заведомо ложных приговоров и массовых расстрелов. Вот почему нужно знать истинную историю ВЧК и, что исключительно важно, от компетентных историков, не понаслышке знающих суть ее работы. Книги историка Феликса Березина – именно таковы. В 1956 году отец, Яков Березин, будучи уже тяжело больным, продиктовал ему воспоминания о совместной работе с Дзержинским и другими руководителями ВЧК, и передал ему на хранение большой личный архив. Поэтому автор хорошо знает, о чем пишет.
В 2006 году вышла повесть «Секретарь Московской ЧК», через год – «Неизвестное о Московской ЧК». Для автора эти книги – долг памяти перед отцом, которого искренне любил и уважал. Яков Березин действительно был человеком, достойным уважения. Недаром известный писатель Анатолий Рыбаков после долгих архивных изысканий именно его выбрал как прототипа одного из положительных персонажей своего романа «Дети Арбата». По мнению Феликса Березина, несправедливы обвинения в палачестве по отношению к первому поколению чекистов, которые в подавляющем большинстве сами погибли в застенках НКВД.
В книгах опубликовано немало фотографий из семейного архива Березиных. На одной, сделанной в 1921 году, 25 известных чекистов-руководителей, из которых своей смертью умерло только пятеро. Яков Березин сохранил ее, несмотря на приказ наркома НКВД Ежова уничтожать все документы, в которых фигурируют «враги народа». Это, согласитесь, поступок. Самым ярким выглядит рассказ о том, как в 1921 году Яков Березин должен был руководить арестом Берии (он так и не произошел, Дзержинский неожиданно отменил приказ) и о том, как Лаврентий Павлович через 18 лет жестоко отомстил всем причастным к этой истории. Березину в том числе – ему инкриминировали ни больше ни меньше как покушение на жизнь В.И.Ленина: в 1919 году Березин лично вернул вождю браунинг, отобранный при ограблении бандитом Яшкой Кошельком. С большим интересом читается рассказ о переходе Якова Березина на хозяйственную работу, и его важном вкладе в развитие энергетики страны, за что в 1935 году он был награжден Орденом Ленина. Сын, Феликс Березин защитил честное имя отца, Якова Березина, которое Берия навсегда, как он полагал, вычеркнул из исторической памяти народа.
В 2009 году издана историческая повесть «Федор Мартынов – гроза бандитов». У книги имеется подзаголовок: «О руководителе Особой ударной группы по борьбе с бандитизмом Московской ЧК». По сути, речь идёт о первом чекистском спецназе, небольшом отряде, сумевшем одержать убедительные победы на фронте борьбы с бандитизмом. С первых страниц книга захватывает интригующим началом: в личном архиве писателя Сергея Семенова случайно была обнаружена рукопись Н.В.Игнатова. Рассказы старого чекиста, имевшая прямое отношение к Федору Мартынову. В 1941 году Семенов стал журналистом дивизионной многотиражки «За советскую Родину», а в 1942-ом на Ленинградском фронте умер от крупозного воспаления легких. Ему не было и 50 лет. Архив Семенова сохранила его вдова Н.Г.Семёнова-Волотова. Писатель возможно прочитал рукопись, но не оставил ни одной пометки на полях, хотя сам был участником борьбы с бандитизмом и знал героев повествования.
Может быть, сыграла роль обычная предосторожность, потому что на первой странице имелась надпись: «Первому руководителю, учителю и другу украинских чекистов Василию Николаевичу Манцеву посвящаю свой первый труд на литературном фронте». А это имя было под запретом, как и имена многих знаменитых чекистов, причисленных в то время к «врагам народа». Узнав из рукописи Игнатова фамилию, имя и отчество руководителя особой группы ударников, авторы книги выяснили, что Федор Яковлевич Мартынов хорошо знаком старым чекистам, которые часто отмечали его в воспоминаниях и даже приводили ходившие о нем легенды. По отрывочным сведениям удалось выяснить, что Мартынов организовал поимку небезызвестного Яшки Кошелька, который в 1919 году терроризировал жителей Москвы, остановил машину с Лениным, предъявив удостоверение убитого бандитами чекиста. Обобрал главу государства, его сестру Марию, сотрудника Чабанова и шофера Гиля и высадил их из машины. Его сообщник Васька-Заяц повез бандитов по Новинскому бульвару, которые по дороге расстреляли 16 постовых милиционеров. Заинтересовавшись личностью Мартынова, авторы разыскали его дочь Ирину Федоровну, которая показала им семейную реликвию: большую фотографию 1922 года. На ней запечатлены первый чекист и крепкого телосложения молодой человек с орденом Красного Знамени на груди. На обороте фото четко читалась надпись: «Дорогому тов. Мартынову, неустрашимому борцу за дело рабочих и крестьян, на память Ф.Дзержинский».
Используя материалы небольшого архива Ирины Фёдоровны, а в основном из бесед с сестрой Мартынова Агрипиной Яковлевной, авторы воссоздали на страницах книги жизненный путь легендарного чекиста. Интерес представляют восстановленные события весны 1920 года на Украине. Наступление польских войск и активизация уголовных банд создали здесь напряженную обстановку. Прибывший на Украину Дзержинский организовал деятельность тыла Юго-Западного фронта и провел комплекс мероприятий по защите настрадавшегося населения от террора и грабежей многочисленных банд. Особой группе Федора Мартынова была поставлена ударная задача: обезвредить махновскую агентуру, ликвидировать банды, выявить и изловить главарей. Под видом бывалых уголовников, ударники внедрялись в бандитские сообщества и собирали разведданные об их составе. Затем отряд мартыновцев внезапно атаковал и был действительно грозой бандитов. В течение двух лет ударники нейтрализовали опаснейших преступников, раскрыли и обезвредили бандитские гнезда... И несли боевые потери. И все же к середине 1923 года руководитель Особой ударной группы Мартынов написал председателю ОГПУ Дзержинскому докладную записку, в которой отметил, что на Украине в основном ликвидирован уголовный и политический бандитизм. Книга «Федор Мартынов – гроза бандитов» – это не хорошо забытое прошлое, а драгоценный опыт борьбы с крайним проявлением преступности – бандитизмом.
В 2019 году в Москве, в Доме книги на Бауманской состоялась презентация новой книги Феликса Березина «Рассказы о судьбах знаменитых чекистов. Документальная повесть». В книге автор поведал рассказанную его отцом, Яковом Березиным эксклюзивную историю об учреждении высшей ведомственной награды органов государственной безопасности – Нагрудного знака Почетный сотрудник ВЧК-ГПУ. В июле 1923 года Дзержинский вручил нагрудный знак №28 Якову Давыдовичу Березину. Спустя 95 лет его сын, Феликс Березин задумал написать документальную повесть о первых 28-ми Почетных чекистах. Свою повесть автор создавал на основе воспоминаний и личного архива отца, а также кропотливых многолетних исследованиях различных документов. Читатель впервые узнал, что в декабре 1922 года, к пятилетию со дня создания ВЧК-ГПУ 140 сотрудников, имевших особые заслуги, были удостоены звания Почетный чекист.
По воспоминаниям Якова Березина, работавшего втор время председателем правления промышленного объединения «Трестпуть» НКПС, карандашный набросок нагрудного знака был предложен Феликсом Дзержинским, Иосифом Уншлихтом и Яковом Петерсом и одобрен на заседании Коллегии ГПУ. Пилотная партия знаков была изготовлена Механическим заводом объединения «Трестпуть». Легендарному Железному Феликсу в книге уделено большое внимание. Первый чекист предстает перед читателем без пафоса и прикрас, как бескомпромиссный борец с врагами коммунистического режима, и как человек со своими недостатками и внутренними противоречиями. Отдавая должное неординарности личности, преданности делу революции, силе духа и кристальной честности, автор упрекает Дзержинского в революционном фанатизме и излишней жестокости, цитируя его высказывание: «Право расстрела для ЧК чрезвычайно важно, даже если меч ее при этом попадет случайно на головы невиновных».
Трагичны судьбы большинства кавалеров нагрудного знака Почетный работник ВЧК-ГПУ. Из 28-ми кавалеров 16 расстреляны и реабилитированы посмертно: Петерс, Беленький, Мороз, Бокий, Уншлихт, Манцев, Медведь, Мессинг, Слюсаренко, Сотников, Кобелев, Карлсон, Реденс, Лацис, Любов и Дейч. Расстреляны и не реабилитированы Ягода и Заковский. Репрессированы жены и родственники, дети остались сиротами, отправлены в детские дома, а в отдельных случаях – в лагерь или тюрьму.
Самсонов и Березин были незаконно репрессированы, сидели в одиночных камерах Лубянской тюрьмы, прошли через пытки и допросы с пристрастием, но отказались оговорить себя и чекистов-сослуживцев и были освобождены за недостаточностью улик.
Штыб в возрасте 30 лет погиб в бою с бандитами.
Своей смертью умерли Дзержинский в возрасте 48 лет, Савинов (64), Чугунихин (59), Менжинский (59), Дальдер (36), Горбачев (65) и Пупко (52).
Историки отечественных спецслужб полагают, что трагедия знаменитых чекистов – это следствие внутрипартийной борьбы в коммунистической партии. Яков Березин также считал, что старые большевики, в том числе чекисты-руководители с дооктябрьским партийным стажем, после смерти Ленина не воспринимали Сталина в качестве нового лидера партии. Сталин сформировал Политбюро ЦК ВКП(б) и руководство Наркомата внутренних дел СССР и Прокуратуры СССР из преданных ему лично людей и организовал истребление «Ленинской гвардии», чтобы таким жестоким способом создать себе непререкаемый авторитет в партии и государстве.
Владимир ПИРОЖОК, издатель