16 января 2025 года в российский прокат выходит картина Михаила Мерзликина «Шаман». Это первый российский хоррор о шаманизме. Мне удалось увидеть фильм на фестивале авторского кино «Зимний» - и это было такое потрясение, что, выйдя из кинотеатра, я долго не могла сообразить в какой стороне метро.
Создатели фильма представляют его как фолк-хоррор, но я бы назвала «Шамана» философской притчей. Хотя и это, наверное, не совсем верно. Фильм вобрал в себя множество жанров: это и детектив, и драма, и триллер. А ещё это очень разговорное кино, напоминающее «Резню» Романа Полански или «Интервью с Богом» Перри Лэнга, и почти всё действие происходит в одной локации – но от экрана невозможно оторваться. Иногда действие вырывается наружу (оператор Сейф Гаалул творит с камерой нечто невообразимое) и тогда на ярком контрасте с мрачной шаманской юртой на экране чередуются неистово красивые виды зимней Хакасии. Но чем больше смотришь это кино, тем больше понимаешь: самый чистый здесь – это лёд на реке.
Сюжет прост: на берегу Енисея стоит юрта, где живет шаман (Юрий Майнагашев), исполняющий любое желание. И к нему, как говорится «не зарастет народная тропа». Для того, чтобы желание сбылось, шаман бросает волшебные камни и назначает определенное задание (обряд), которое дают духи. Во время подготовки к обряду посетитель должен каждый день приходить в юрту и докладывать, как продвигаются дела. А вот дальше начинается самое интересное и самое жуткое: задания по своей сложности и неадекватности в несколько раз превышают желание.
Девушка-подросток Аня (Ананке) мечтает стать блогером и получает задание убить человека. Ветакушерка Люба (Марина Федункив) страдает от родимого пятна на лице – она должна перерезать тормозной шланг на тракторе. Местная модель Яна (Анастасия Теплинская) спит и видит, как бы увести своего любовника из семьи – ей велено ограбить банк, а обычный деревенский алкаш (Олег Васильков), желающий избавиться от белой горячки и бухать в свое удовольствие – должен в определенный час сходить в ларек за водкой. Однако в этом мире существует не только круговорот воды в природе: каждый человек связан с другими людьми. Мы все единый организм, и если кем-то был совершен грех – то остальные страдают. Одно желание сбылось, но хочется ещё и ещё – и в итоге всё сплетается в дьявольскую паутину, в которой приходящие к шаману посетители оказываются связаны между собой преступлениями. Да и сам шаман, по сути, такой же пленник. Он не может отказать ни одному просящему, потому что плата за уход от служения – смерть. Незримая для других, но видимая только ему Женщина-Дьявол складывает камни в определенную конфигурацию и назначает обряд. А шаман – лишь проводник, мечтающий только об одном: остановить людей.
Но однажды шаман устал. За тридцать лет служения никто ни разу не спросил его о смысле жизни, не попросил мудрости или терпения – желания всех просителей эгоистичны и глупы, но они готовы убивать, грабить, насиловать – лишь бы их мечты сбылись. И тогда шаман решается на жертву: он уйдет из жизни, чтобы больше никто не приходил к нему за исполнением желаний.
Мы привыкли к тому, что хорошее авторское кино родом из Якутии. Но, похоже, у российского авторского кино появилась вторая родина. Очень жаль (впрочем, это было ожидаемо, политика есть политика) фильм остался без наград на фестивале авторского кино «Зимний». Но, безусловно, он ещё завоюет свои серьёзные призы, одной из которых станет зрительская любовь. Я уверена, что у фильма, выражаясь языком шамана – белая дорога, а у молодого режиссера Михаила Мерзликина, несколько лет работавшего над этой историей – большое будущее.
После фильма мне удалось пообщаться с режиссером и продюсером, и задать им несколько вопросов.
«Михаил, скажите, а что вдохновило вас на такое кино?»
Михаил Мерзликин (режиссер): «Я много лет проработал историком и журналистом, и часто ездил по Хакасии – по сакральным, загадочным, мистическим местам. Я общался с шаманами, я собирал информацию – этнографическую, этнологическую, собирал её по крупицам, потому что у нас нет каких-то письменных источников, нет персонажей как в Библии. А потом, спустя семь лет у меня появилась идея в связи с тем, что стало много коучей, экстрасенсов, марафонов желаний… и у меня появилась мысль о том, а что, если придумать некоего шамана может исполнить любое желание? Я прежде всего для себя хотел ответить на вопрос: «на что человек готов ради своих желаний?»
«А как вы искали баланс между мистикой и реальностью?»
«Я не хотел делать фильм фантастическим с графикой, мне хотелось привнести бытовой реализм: обычную юрту, обычных деревенских людей, радио, еду, бубен, колотушку – всё минимально, как на самом деле и происходят обряды. И сразу на этапе сценария мы прибрали всю фантастику. Я хотел сделать это кино как социальную драму, можно сказать бытовую драму. И вот получилось, то, что получилось».
Генеральный продюсер картины Владислав Кафеев:
– Меня как продюсера привлекла глубина – не только сюжета, но и человеческой натуры. «Шаман» это ведь не просто триллер, это история о цене желаний, о границах дозволенного, о том, на что человек готов ради исполнения своей мечты. Были ли у меня сложности? Кино – это всегда вызов. Поиск локаций, постройка юрты, съёмки во время метели при морозе минус сорок. Мы все время балансировали между реалистичностью и мистикой – это требовало максимальной отдачи. Но сложнее всего было не переступить черту, за которой страх превращается в фарс. Я хочу, чтобы после просмотра фильма люди задавали себе вопросы: «А что бы я сделал на их месте? Какова цена моей мечты?»
Галина ЗВОНАРЕВА