Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 24 сентября 2023 г.
Конкурс Премия Золотое звено

«ЗОЛОТОЕ ЗВЕНО-2023»

О Всероссийском литературном конкурсе

24 сентября 2023

Трудно переоценить роль железных дорог в сохранении и развитии единого культурного пространства России. Сеть стальных магистралей, вокзалов, станций сплачивает огромное пространство России от московского мегаполиса до дальних полустанков.

Для страны огромных расстояний, труднодоступных территорий, бездорожья, климатического и ландшафтного разнообразия это – основа основ. «Железным дорогам суждено иметь огромное влияние на внутренний быт государства, и это влияние должно быть особенно значительно в применении к обширному государству, какова Россия», - прозорливо предрекал первый министр путей сообщения Российской империи Павел Петрович Мельников.
Географическое, культурное, социальное положение нашей страны таково, что железная дорога для нас – больше, чем просто транспорт. Это культурообразующее явление, которое связывает нас в единое цивилизационное пространство. Особенно ярко это проявилось в истории Байкало-Амурской магистрали – легендарного БАМа. Вся страна следила за её строительством. Железная дорога открыла для страны непроходимую территорию, открыла сокровища Сибири и Дальнего Востока. Вокруг БАМа возникали города и порты, промыслы и предприятия. Возникала цивилизация. В будущем году мы будем отмечать 50-летие начала строительства БАМа – и литературная премия должна подчеркнуть значение магистрали, которая все эти годы оставалась в сфере внимания писателей и журналистов, историков и экспертов.
С развитием современных технологий значение железных дорог возрастает, как, вопреки скептикам, возрастает и значение БАМа. Поезда, вокзалы, станции приобретают роль своеобразных культурных центров, становятся визитными карточками государства, играют важную роль в формировании идентичности и патриотического самосознания. Одна из задач новой литературной премии – осмыслить этот феномен и обратить на него внимание широкого круга читателей.
История российских железных дорог неотделима от истории русской словесности. Символично, что строительство первых «чугунных» дорог в нашей стране началось в эпоху «Золотого века» русской литературы. Писатели и поэты увидели в железной дороге чудо техники, прорыв в будущее и неповторимую эстетику… Открытию первой отечественной «чугунки» посвятили свою «Попутную песню» поэт Нестор Кукольник и композитор Михаил Глинка. Незабываемы железнодорожные образы в произведениях Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Николая Лескова, Антона Чехова, Аркадия Аверченко, Николая Островского, Андрея Платонова, Константина Паустовского, Константина Симонова, Юрия Бондарева… Продолжать этот славный список можно долго. А сколько незабываемых стихотворений и песен связано с вокзалами, с этими перекрёстками встреч и расставаний, с традициями дорожных разговоров и чаепитий… Железная дорога вошла в повседневную жизнь современного человека, с ней у каждого из нас связаны и лирические воспоминания, и представления о Родине, о её природе, индустрии, о шумных городах и тихих предместьях. Ведь именно железнодорожный транспорт помогает нам сформировать в сознании цельный образ многообразной страны, раскинувшейся на тысячи километров от Калининграда до Дальнего Востока. Перестук колес, гудки паровозов, дребезжание подстаканников в купе – всё это навсегда сохранилось в нашей памяти благодаря поэтам и новеллистам…
Литературные произведения, связанные с железной дорогой, удивительно разнообразны. От основательных производственных романов до тонкой любовной лирики. Особые страницы нашей поэзии и прозы связаны с подвигами железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Таковы наши традиции.
Но, на наш взгляд, железнодорожная тема принадлежит не столько литературному прошлому, сколько настоящему и будущему. В нашу жизнь вошли скоростные «Сапсаны», двухэтажные вагоны , электрички, комфортные в любое время года, современные вокзалы … Идёт строительство уникальных магистралей, тоннелей, мостов. Литература не может оставаться в стороне от таких прорывов в будущее. И, конечно, речь не только о «парадных портретах» и рапортах. В современной литературе проявляются традиции всех направлений и жанров – и железнодорожная фактура преломляется во многих стихах, рассказах, сказках, очерках, статьях…
Цель конкурса – профессиональный отбор и поддержка лучших произведений современной литературы, раскрывающих образы железных дорог, их поэзию, их историю, их романтику и реальность; привлечение читательского внимания к созидательной роли железных дорог, к художественному воплощению современных железнодорожных проектов и людей, которые их осуществляют. Чтобы сохранить для будущего образ современной железной дороги – нужно постараться не пройти мимо литературных воплощений нашего времени, не проглядеть их. И в этом – основная задача конкурса.

Тэги: Премии
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Новый лауреат премии имени Валентина Пикуля

    02.11.2023
  • «Нева» снова премирует

    17.06.2022
  • «Где о культуре стараются заботиться...»

    25.09.2020
  • Кафка, Грин, рыцари, дамы и сквайры

    09.06.2020
  • Кафка, Грин, рыцари, дамы и сквайры

    10 голосов
  • «Нева» снова премирует

    8 голосов
  • «Где о культуре стараются заботиться...»

    6 голосов
  • Новый лауреат премии имени Валентина Пикуля

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS