Перейти к содержанию
  Суббота 30 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Новости    21 августа 2019 г.
Проза Рецензия

Облако в умах

Об особенностях романа Семена ЛОПАТО «Облако» размышляет Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО.
21 августа 2019

Семен Лопато. Облако. – М.: АСТ, 2019. – 384 с.

 

…По сюжету этого романа в стиле «нуар», как заявлено на обложке, в одном из общенациональных центров биохимии в недалекие времена случилась техногенная катастрофа. Город погрузился во мглу, связи нет, вернулись пейджеры. Уже в наше время главный герой из центра направлен в туманный район инфернального Облака «с ясно очерченным практическим заданием и хорошо известной финансово-промышленной группой». Но так уж выходит, что Облако, с которым борются на федеральном уровне, на самом деле – защитная капсула, спасительный купол, животворящая сфера, накрывшая город черным покрывалом. Нечто, изобретенное в советские времена группой ученых, защитивших свое детище психотропным оружием, продемонстрированном на герое из центра.

И защита эта оказалась… литературой и искусством, поскольку проблема Облака – не стратегическая, а этическая, «это вопрос нашей решимости, нашего долга, вопрос гуманистического сострадания», как говорили на собрании советские предшественники. Ну, или «просто раскаяние людей, десятилетиями работавших на войну», как переводит в регистр современности герой-супермен. Да, в реальности это «защита» для масс, но, будучи высоким (опера на реке) и даже классическим (беседы о литературе), искусство Тьмы парадоксальным образом становится тем самым «лучом света» в темном царстве современного Облака, покрывающим цивилизацию. Иначе, что защищать? «Я сделал, все, что мог, но, Господи, куда, куда же мне теперь возвращаться», – сетует главный герой, лишенный и Родины, и любви. Поскольку и Родину ищет лишь в исторических книгах, и с любимой определиться не может, являясь ей то «облаком в штанах», то с «сердцем большим, как у теленка», но места в нем для любви маловато.

И что же необычного в городе, кроме мглы? Расцвет какой-то другой, прежней жизни, которую замечает, но до конца не понимает наш герой. Ведь недаром на него охотятся полоумные «очистители», не дают информацию «бывшие» инженеры, не принимает всерьез уцелевшие философы. Рынки в городе заполнены отечественным товаром местного производства, сродни тому, что увидел Вальтер Беньямин в Москве 1920-х – самодельные игрушки, домотканые коврики, поделки местных мастеров. В еще более укромном убежище под землей – несколько этажей распродажи: советские книги и пластинки, старая мебель и аппаратура, модные бренды самопальной одежды и общепита вроде Макдоналдса с домашней кухней. А на самих кухнях, точнее в своеобразном клубе интеллектуалов в заброшенном доме, ведутся беседы о Чехове и Тургеневе, Лескове и Булгакове. И даже Ильфа с Петровым, не особо актуальных в этом мрачном триллере, упоминает один из персонажей, находясь «вдали от плодов цивилизации и шедевров культуры, таких, в частности, как картина «Иван Грозный убивает своего сына», как говорил герой широко известного произведения».

На самом деле, как любая «разруха», по Булгакову, «облако» не вокруг, а в головах, и каждый воспринимает его по-своему. Так, в реальности (по крайней мере, в романе) оно существует, но еще более туманно и в жизни, и в душе самого героя, который живет, «ощущая себя в пустоте, не заполненной ни Алей, ни документами, стремясь не дать воспоминаниям вновь заползти в него».

При этом рассказчик в романе недаром то и дело имитирует литературные стили современных авторов, чье творчество – нет, не погубило мир талонных книголюбов и не развалило Советский Союз, но, безусловно, способствовало успешному развитию и «перестройки» с «ускорением», и последующей «демократии». Сорокин с бытовым абсурдом, Мамлеев с метафизикой жизни, даже Пелевин с его фирменной «реальностью» измененного сознания. «Бог – пантократор. Бог – вивисектор» вроде заманки «Богатый Господь для богатых господ», «все эти W, L, E, P и прочие буквы в разных комбинациях», отсылающие к «влипаро» из «Словаря терминов московской концептуальной школы», и тому подобные маркеры смутного постмодернистского времени.

И подобные слоганы, встречающиеся на пути новейших сталкеров в туннеле, ведущем то ли к просветлению (выходу из Облака), то ли к спасению (активов финансовой группы) – у главного героя с вызванным напарником-хакером задание «найти и уничтожить» причину аварии на комбинате – так вот, все это оказывается вехами на пути очередного «возрождения». Причем даже не России, а в «чапаевском» масштабе – мира и человека. Все они, на самом деле, отображают исторический цикл, который наши герои хотят, наконец, прервать.

Каково им в пути? Слог наряду с дорожным бытом упрощается, возникает «похожая на сжатый кулак буферная сцепка» и актуализируется саперная лопатка. «Хорошо мыслили в советские времена, подумал он, все четко, прямолинейно, никаких оппортунистических ответвлений, одно удовольствие идти». Главный герой, технарь по природе, даже стихи стал сочинять на пути к цели. Какой именно, читатель наверняка уже догадался. Если нет, то стоит убедиться самому, дочитав до конца этот феноменальный по своей идеологической силе «неформатный» текст.

 

Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО


Спецформат Роман Игорь БондарьТерещенко Семен Лопато
62
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Зерна человечности в лодке осени

28.11.2022

Памяти мастера

24.11.2022

Сургутский дубль драматурга Чураевой

21.11.2022

О бремени страстей форума «Липки»

18.11.2022

Валентин Красногоров: «Почему люди пишут, объяснить невозможно…»

17.11.2022

Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

31248 голосов

«Пятна» на сочинском солнце

15317 голосов

Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

5504 голосов

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

4054 голосов

Какая без балета жизнь?!

1275 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Писатель Сериал Утрата Писатели
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты