На днях состоялось открытое интервью члена Экспертной группы «Европейский диалог» Евгения Гонтмахера с директором Государственного Эрмитажа, историком-востоковедом Михаилом Пиотровским.
В ходе дискуссии участники подняли тему Евразии. Евгений Гонтмахер отметил, что в это понятие вкладывают не только географический, но и цивилизационный смысл; к примеру, по одной из распространенных теорий Россия, как и Китай – родом из Золотой Орды. А значит, на российскую культуру имеет влияние восточный колорит.
Михаил Пиотровский ответил, что Евразия – это скорее эмоциональный термин, который можно понимать по-разному:
«Слишком задиристо говорить, что мы пошли от Чингисхана. Однако, когда ты живешь рядом с великой империей, то ее культурное наследие, конечно, воспринимаешь, к тому же позднее вся Золотая Орда вошла в состав Московского государства. Поэтому в каком-то смысле мы наследники и Золотой Орды. Но подходить к этому нужно оптимистично, по Достоевскому. У России нет границ, мы открыты, мы усваиваем все культуры…»
Но гораздо интереснее то, что сказал Пиотровский о Европе. На вопрос о том, является ли происходящее сегодня во Франции масштабным столкновением ценностей, культур или все же временным явлением, он ответил:
«На самом деле, мы имеем обратный Крестовый поход… Что такое Крестовый поход? Ободранные, бедные европейцы с какой-то идеей пришли грабить богатый, процветающий Ближний Восток… Они стали там жить и использовать блага, традиции, что там были. Вжились на 100 лет, а потом ушли. Не прижились… Они очень много получили из такого симбиоза культур. Интересно смотреть, как сейчас эта история происходит ровно наоборот, только диалога культур не получается».
Мнение довольно спорное, но Пиотровский, разумеется, имеет право на свою точку зрения.