Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 19 июня 2019 г.

Общая химия частной жизни

О фантасмагорической книге Юрия ЛАВУТ-ХУТОРЯНСКОГО «Клязьма и Укатанагон».

19 июня 2019

Юрий Лавут-Хуторянский. Клязьма и Укатанагон. – М.: АСТ, 2019. – 432 с.

 

По своему замыслу этот фантасмагорический роман должен охватить два периода нашей с вами жизни – период, когда жили неправильно, и период окончательных перемен, от нас не зависящих. То есть, в первой части – знакомые времена, о которых все всем известно, и можно либо спорить, либо согласно кивать головой, а вторая – тут уж ничего не поделаешь, Дневник Высшей Сущности, которая, проведя ревизию жизни и смерти на Земле, пишет в дневник о грядущем апокалипсисе. Так что давайте гибнуть по порядку, авось обойдется.

Итак, в «лукавых и двусмысленных восьмидесятых», когда «открытая приветливость и незлобивость воспринимались как недалекость» и по-настоящему ценились только «положение, бойкость и всяческие ловкие возможности», по сюжету, готова образоваться будущая ячейка общества. Сошлись же двое наших героев уже в 90-е, когда «каждому человеку, бедно и скученно живущему на огромных вольных просторах, предъявили его слабость и никчемность», и посему соответствующая жесткость того времени сказывалась даже в личных отношениях. Казалось, только что подружились – провинциальная девушка и парень из отдела снабжения, любовь, поцелуи, жизнь вдвоем в крохотном домике на углу Металлургов и Сталеваров, и вдруг… Оказывается, не только секса у нас в недалеком прошлом не было, но и многое другое существовало где-то не здесь, в «другом районе». Точнее, в южных республиках. Короче, очень скоро оказалось, что любимый, «Константин Картушев входил в небольшую группировку, отвечавшую в более крупной группировке за сбыт наркотиков».

Правда, в двухтысячных, по сюжету, все выровнялось, и жизнь с занозой в сердце продолжилась уже на примере и нового героя, и обновленной героини. Тут все проще, «дело Никитина росло, у него уже было три металлобазы в ближнем Подмосковье и одна в Москве», а к двухтысячным наш парень заработал свой первый миллион долларов, и с тех пор капитал его удваивался каждые два-три года.

География перемен в то время была неширока, с биологией совков, в принципе, тоже все понятно, и единственный интерес для автора представляет общая химия. Ну, то есть, как все правильно (или нет) вновь загнивает. «Время быстрых перемен, ожесточенной борьбы и криминала прошло, власть начала остужать кипящую, взбаламученную русскую похлебку, думая, что она уже готова и ей нужно только настояться пару-тройку десятилетий: муть осядет, фракции разделятся и денежная бактерия умерит русскую кислотность».

До знакового слова из названия романа автор добирается где-то в первой его трети, предлагая совершенно гоголевскую конструкцию: «Павел Николаевич Никитин стал думать, что со всем этим делать, и в 2007 году начал скупать землю на Клязьме». Соблазнительной аналогии с «Мертвыми душами» можно, конечно, избежать, поскольку речь не о человеческом факторе, а о вещах как раз еще более эфемерных, чем предмет озабоченности Чичикова. Это память, господа. Родовая ли, генетическая или холопская, неважно. Главное, что всерьез. И зря супруге героя «сначала казалось, что это временная прихоть или даже понты: «помещичья» жизнь, благодетель всей округи, «разумное, доброе, вечное» – и все это такое очень идейное, эмоциональное, плохо продуманное, а следовательно, будет неэффективное и недолгое», поскольку роман именно для этого и задуман. Жизнь не милиционера в деревне, как это бывает в современной литературе, а миллионера.

Да, тяжело. Да, дело не в разбитой технике и разваленном хозяйстве, которые от сохи были разбиты и развалены, а в самих людях, неспособных на какие-либо действия вообще. То есть, вырождение, как замечает упомянутая супруга. «В России от культуры остались только зима, лето, осень и весна», – грустит она, а тому и весело: – Ну бывают такие, вы знаете – главное, в родной перегной лечь, может, пускай и сорняк, да новый на его месте вырастет».

В принципе, героиня романа права, не производственной темой – даже реанимированной современными авторами – едина литература. Есть еще темы вечные, не советские и не постсоветские, а просто русские. И пускай душевный раздрызг и гроз ведро случаются и в природе, но зато эти дороги без дураков, сами по себе кривыми становятся, чем и приятны. Поскольку чуть ли не контрасте – история другой пары, которая словно о том, как могло быть, если бы жизнь перенеслась в деревню. Почти такой же женатый барин влюбился в студентку на сельских каникулах, и жизнь втроем покатила по упомянутой дорожке – чем не продолжение почвеннической темы?

Или вовсе уж дичь, то есть, жизнь на природе – и героя, и семьи, но… медвежьей. И описания природы, которые все пропускали со школьных лет, при этом становятся в романе чуть ли не главной сюжетной темой. Природа берет свое – именно так можно было бы озаглавить основную идею исканий его главного героя – то ли человека, то ли зверя, то ли кулика. Живущего в родном болоте.

 

Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО

Тэги: Спецформат Роман
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Найти свой остров сокровищ

    08.12.2023
  • Зерна человечности в лодке осени

    28.11.2022
  • Памяти мастера

    24.11.2022
  • Сургутский дубль драматурга Чураевой

    21.11.2022
  • О бремени страстей форума «Липки»

    18.11.2022
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS