Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 13 ноября 2015 г.

Огонь и вода для медных труб

В Москве завершился V Международный фестиваль медного духового искусства Brass Days

13 ноября 2015

В Москве завершился V Международный фестиваль медного духового искусства Brass Days

Шесть лет назад солист Российского национального оркестра Владислав Лаврик, один из лучших трубачей страны, задумал фестиваль во славу медных труб – Brass Days. Искал единомышленников среди коллег по цеху, убеждал чиновников – в России богатейшие традиции духовой музыки, а своего фестиваля у медников нет, между тем, как в зарубежьях – и дальних, и не очень – их счёт идёт чуть ли не на десятки! За публику бороться надо, чтобы залы концертные не пустели, и будущих музыкантов на достойных примерах воспитывать – то есть без фестиваля никак! Стучите, и отворится вам: идею поддержало и само «медное общество», и министерство культуры РФ, и Московская филармония, и консерватория им. П.И.Чайковского. Первые Brass Days прошли в 2011-м, нынешние – пятые по счёту – состоялись, невзирая на то, что времена на дворе не слишком благоприятствуют проведению масштабных культурных инициатив. Прав был старик Ницше – что нас не убивает, делает сильнее. Вокруг фестиваля уже сформировалась своя команда профессионалов – музыкантов, для которых участие в Brass Days выше любых меркантильных соображений – валторнист Станислав Давыдов, трубач Константин Григорьев, тубист Павел Умяров, тромбонист Эркин Юсупов… Большим другом фестиваля стал ансамбль «The Hoodlebug Brass» (США). И друзей у Brass Days становится всё больше: в этом году на афишах появились имена «Паганини трубы» Сергея Накарякова, замечательного трубача из Италии Марко Пьеробона.

Владислав Лаврик, художественный руководитель фестиваля:

- Времена, как известно, не выбирают. Когда мы начинали наш фестиваль, предвидеть, как всего за несколько лет изменится мир, было невозможно. И я искренне признателен всем, кто несмотря ни на какие трудности помогает ему жить и развиваться. Нам действительно хочется сделать так, чтобы традиции духовой музыки обрели, простите за некоторую высокопарность, вторую жизнь. До революции в России в каждом не то что губернском – в уездном, городе было несколько духовых оркестров – и профессиональных, и любительских. По выходным в каждом парке музыка звучала. Да и в советские времена без них ни один праздник не обходился. Но духовая музыка – это не только парадные марши и городские вальсы! Её диапазон гораздо шире. И брасс-движение в России началось ещё на рубеже XIX и ХХ веков, его основоположником стал известный архитектор и музыкант Виктор Эвальд. У нас и сегодня немало прекрасных музыкантов, им есть что передать тем, кто идёт следом, но музыка не может жить только в стенах консерваторских классов. Ей, как и музыканту, необходима энергия заинтересованного слушателя. Людям, приходящим на наши концерты – наш особая благодарность: не секрет ведь, что сегодня очень многим не так просто выкроить из и без того скромного бюджета деньги на билеты. Без них фестиваль существовать не может, как не может лететь птица с одним крылом.

От Brass Days всегда ждёшь чудес и открытий. Не разочаровал фестиваль своих поклонников и на этот раз. Так, в программе Гала-концерта прозвучало новое сочинение Андрея Семенова «Через лавры и рубцы» для трубы и флейты с оркестром, вдохновленная солистами Российского национального оркестра Владиславом Лавриком и Максимом Рубцовым и ими же и исполненное, а Марко Пьеробон представил на суд публики легендарную сюиту из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» в собственном переложении для трубы, ударных и симфонического оркестра. На концерте же, завершавшем фестиваль, ансамбль «Брасс-солисты России» удивил слушателей неожиданной премьерой – первым исполнением в России штраусовских «Сказок Венского леса» в переложении для брасс-квинтета украинского тубиста Виктора Слупского. Восхищаясь совершенно новым звучанием бессмертного вальса, нельзя было не вспомнить крылатую фразу его земляка Леонид Быкова – «Маэстро» из фильма «В бой идут одни старики»: всё проходяще, а музыка – вечна.

Сложилась у фестиваля и своя аудитория, которая год от года растёт, пусть медленно, но верно. Не в последнюю очередь потому, что Brass Days, оставаясь верным литой звенящей меди, ею одной не ограничивается.

Людмила Голуб (орган), заслуженная артистка России:

- «Brass Days», на мой взгляд, фестиваль с большими перспективами по части расширения границ жанра. Ничего более органичного, чем совместное звучание органа и медных духовых инструментов, я не знаю, ведь они – соприродны. Не даром композиторы самых разных эпох создавали прекрасные произведения для медных в сопровождении органа, и в первую очередь – эпохи барокко. Значительная часть моей концертной деятельности посвящена ансамблевой игре с медными инструментами, и мне кажется, что продолжение сотрудничества с брасс-фестивалем может быть очень интересным – у союза медных и органа совершенно безграничные возможности.

Эркин Юсупов (тромбон), солист Большого театра:

- В этом году фестиваль сделал решительный шаг за жёсткие рамки понятия «брасс», привлекая исполнителей других направлений. Мне, к примеру, доставило огромное наслаждение играть со струнным ансамблем Большого театра. Расширение инструментальной палитры Brass Days расширило и репертуар: в концертах звучали не только переложения для медных, но и оригинальные произведения композиторов, широк известных публике, а это, в свою очередь, привлекало не только меломанов, но и не столь искушённую публику, то есть аудитория фестиваля увеличивается, и этому нельзя не радоваться. Конечно, в Европе традиции брасс-фестивалей имеют гораздо более долгую историю, но там ситуация иная. Во-первых, аналогичные фестивали, как правило, проводятся в рамках соответствующего исполнительского конкурса, как, например, в финском городе Лиекса, где проходит очень известный фестиваль «Недели духовой музыки». А во-вторых, там намного проще с логистикой: и исполнители, и публика легко могут отправиться на концерт хоть на другой конец Европы. А попробуйте привезти в Москву какой-нибудь удивительный коллектив, скажем, из Хабаровска или Владивостока! Европейские брасс-фестивали, возможно, более разнообразны, зато наш – самобытней, поскольку каждый год открывает поклонникам духовой музыки удивительные коллективы. На этот раз это был потрясающий «Брандт Брасс ансамбль» из Саратова. Будем надеяться, что со временем Brass Days будут один из самых ярких музыкальных праздников России.

Итак, фестиваль завершён. В памяти слушателей остались незабываемые впечатления, в сердцах исполнителей уже зародились новые надежды на неожиданные музыкальные «союзы». Судя по всему, исчезать с музыкальной карты мира Brass Days не намерены.

Ксения ВИШНЕВСКАЯ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS