Поэт Владимир Белостоцкий (1879-1933), писавший под псевдонимом Ветвицкий… Сколько же таких тонких искренних служителей красоты, но прочно забытых стихотворцев?! Бог весть. Но иногда их имена каким-то чудом открываются, словно наугад раскрытая страница в книге. И понимаешь, пройти мимо них уже невозможно, нужно хоть что-то сделать для осуществления их мечты, даже спустя сто лет.
В 1928 году в письме М.Горькому Владимир Белостоцкий писал: «Жаль умереть, не мелькнув на страницах «Нового мира», жаль умереть, не издавшись. Моя скромная литературная тропинка всегда шла в стороне от большой дороги, а теперь совсем заглохла. Хотелось бы и по потребности моей души отражать в стихах только то, что оставило в ней след».
Поэт так и не дождался публикаций в советских литературных журналах. По словам его биографа Галины Абрамовой, в конце 1950-х годов сын поэта Николай Антонов (Белостоцкий) рассылал рукописи в различные редакции. Член редколлегии журнала «Октябрь» Горностаев прислал типичный ответ: «Признавая талант Вл. Ветвицкого, мы в то же время не видим возможности опубликовать в журнале его стихи, так как все это дореволюционная тематика, а редколлегию интересует тема современная, злободневная. Рукопись возвращаем».
До революции Владимир Ветвицкий публиковался в журналах: «Русское слово», «Вестник Европы», «Современный мир» и других. Первый и единственный сборник стихов вышел в 1914 году. После 1917 года начинается его «история молчания».
Поэзия Владимира Ветвицкого и сегодня вне времени. Поэтому всегда актуальна. На мой взгляд, он принадлежит к весьма узкому культурному явлению, которое по разным причинам не прижилось в русской литературе. Такие поэты как Владимир Ветвицкий испытывают потребность в утонченном образе жизни. Поэзия для него высшая форма созерцания. Его взгляды совпадают с эстетикой «мирискусников».
По словам Галины Абрамовой, поэт увлекался живописью, литературой, философией. Знал английский, французский итальянский языки, переводил О. Уайльда. Особой его страстью был театр...
Когда его мать вышла замуж за крупного рассказовского купца Ивана Крюченкова, поэт воспринял это как личную трагедию, своеобразное предательство идеалов. Потомок древнего шотладского рода вынужден был работать бухгалтером на винокуренном заводе у отчима. Он всю жизнь тяготился своим ремеслом, ему не хватало воздуха, культурной среды. Поэзия, нет, не утешала, – помогала Владимиру Ветвицкому выжить, сохранить свое человеческое достоинство.
После революции на глазах поэта в Рассказове был разграблен, по сути, уничтожен дом, который его связывал с прабабушкой Екатериной Бакуниной (в замужестве Полторацкой), лицейской любви Александра Пушкина. Все что у него тогда осталось – акварельный портрет пробабушки руки Александра Брюллова. Но в 1922 году понадобились средства на лечение сына поэта. Владимир Ветвицкий вынужден был расстаться и с этой реликвией. Сейчас, к счастью, акварель хранится в Государственной Третьяковской галерее.
В поэзии, на мой взгляд, он продолжает ветвь: Евгений Боратынский, Василий Комаровский. Достаточно вспомнить «Запустение» и «Ракшу» – произведения этих двух поэтов, связанных с тамбовским краем. Владимир Ветвицкий развивает тему «мусатовских гобеленовых садов», где обитают любимые призраки:
Сирени, жимолость и заросли жасмина…
Весь в трещинах фронтон… колонн надменный ряд…
Плетет седую сеть неслышно паутина
В покорной тишине забытых анфилад…
Чуть брезжит бледный луч сквозь вставленные рамы
И зайчик бегает по плесени картин…
Глядят из темных рам напудренные дамы,
И арфа брошена – в углу, у клавесин…
Он умер – детский век наивных пасторалей
И меркнет, с каждым днем, угаснувшего след…
Огни погашены… и арфы отзвучали,
И жизнь оборвала последний менуэт…
Николай Антонов (Белостоцкий) большую часть архива отца передал в Тамбовский областной краеведческий музей. Небольшая часть неопубликованного литературного наследия Владимира Белостоцкого (Ветвицкого) хранится в РГАЛИ, а также в частной коллекции Сергея Денисова.
В Тамбове группа энтузиастов готовит материалы для издания сборника стихов забытого поэта.
Олег АЛЕШИН, г. Тамбов