Документальный фильм Светланы Астрецовой «Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева» вышел к 145-летию со дня рождения знаменитого импресарио. Он устремился навстречу возрастающему спросу на любую ценную информацию о жизни Дягилева и его сподвижников – художников, танцовщиков, композиторов, балетмейстеров. «Мир Искусства» и «Русские сезоны» – это ведь тоже серебряный век русской культуры. И, может быть, ярчайшие его страницы. Филигранная работа режиссёра Светланы Астрецовой! Она, как и герой её фильма, тоже несёт людям красоту, своё представление о том, какой должна быть настоящая красота. Сорок четыре минуты длится увлекательное кинопутешествие по городам славы великого Дягилева. Неуловимое перетекание исторической хроники в современную жизнь создаёт ощущение непрерывности Искусства. Очень удачными показались мне музыкальные подкладки, создающие неповторимую атмосферу городов, в которые протекала деятельность Сергея Дягилева. Три священных для русского человека города – Санкт-Петербург, Париж и Венеция. И «примкнувший» к ним Монте-Карло. Живая картинка из фильма Астрецовой убеждает нас, что Сергей Павлович жил и творил в фантастически красивых городах. Сергея Дягилева с полным на то основанием можно назвать посланником русской культуры в странах Запада.
Из фильма Светланы Астрецовой узнаёшь массу неожиданных подробностей. Например, о том, что Сергей Дягилев был родственником… Дмитрия Философова, хорошо известного нам по знаменитому салону Гиппиус и Мережковского. Князь Монако, оказывается, в двадцатые годы прошлого века подарил Дягилеву дом в своём маленьком княжестве. В Париже и Монте-Карло есть улицы, названные в честь Сергея Дягилева. А вот в Москве и Санкт-Петербурге таких улиц, увы, пока нет. Ещё я с удивлением узнал о том, что архив великого импресарио и антрепренёра уехал в Австралию, в Канберру. А ещё – о «законе умалчивания», применённого Дягилевым. Он предвидел, что балет будет бурно развиваться, и потому запрещал снимать свои спектакли на киноплёнку. Фото – пожалуйста! Чтобы великие спектакли своего времени не вызвали улыбку у грядущих поколений. Во всяком случае, именно так это воспринимается сейчас. Запрещал снимать свои спектакли на видео и Мастер Театра на Таганке Юрий Любимов, и, говорят, по той же причине. Чтобы создать легенду о театре. Но я думаю, что и Дягилев, и Любимов, прежде всего, заботились о том, чтобы театр не пустовал. Если спектакль или балет покажут в кино – кто тогда пойдёт в театр?
На мой взгляд, несомненная удача фильма – триединство его замысла. Жизнь великого маэстро условно поделена режиссёром Светланой Астрецовой на три больших, объёмных периода. И, соответственно, три замечательных человека повествуют нам о них в режиме «прямой речи». И, если для Эдварда Радзинского такие монологи привычны, он сделал в этом ключе множество авторских телепрограмм, то искусствоведческие бенефисы «с учёным видом знатока» от Николая Цискаридзе и «модника» Александра Васильева приятно поразили. И то, что фильм производит громадное впечатление, конечно, во многом заслуга трёх его основных «исполнителей». И, конечно режиссёра документальной картины Светланы Астрецовой. Её фильм «Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева» помогает нам размышлять о судьбе великого импресарио, создаёт предпосылки для аналитических исследований в будущем. Дягилев нёс людям красоту. У слов «импресарио» и «импрессионизм» один корень. Про жизнь и деятельность Дягилева можно сказать словами Сирано де Бержерака: «Он был поэтом, но поэм не создал. Зато всю жизнь он прожил как поэт». Выдающийся художник и духовидец Николай Рерих, много и плодотворно работавший с Дягилевым, назвал его «крестоносцем красоты». На мой взгляд, фильм Светланы Астрецовой поможет нам лучше относиться к тем людям, которые зарабатывают деньги, чтобы потратить их не на себя, а на святое искусство. Работа кинорежиссёра в каких-то аспектах похожа на труд антрепренёра. Необходимы знания в самых разных областях жизни, нужно уметь добывать средства для реализации своего проекта. Найти исполнителей, конгениальных замыслу. И, главное, своей энергетикой объединить коллектив единомышленников. Всё это блестяще удалось Светлане Астрецовой. Удивительно, но это первая работа поэта и тележурналиста в кино. Теперь мы ждём от неё новых успешных работ в разных художественных жанрах. Европеянка по типу лица, Светлана сочетает в душе русские и западные ценности. Неудивительно, что её внимание привлекла именно фигура Сергея Дягилева. Мы всегда ищем в предшественниках родственные души. Светлане Астрецовой удалось приоткрыть завесу над легендарной и загадочной личностью великого импресарио. Это был феномен, соединивший в себе страсть к искусству и умение руководить огромными, эпохальными культурными проектами. Русский классический балет, благодаря Дягилеву, навсегда покорил Европу и Америку.
Александр КАРПЕНКО