18 февраля нынешнего года на семьдесят третьем году жизни после тяжелой болезни ушёл от нас замечательный писатель Юрий Васильевич Сергеев.
Он родился 2 октября 1948 года в станице Скуришенская Волгоградской области, окончил Новочеркасский геологоразведочный техникум, отслужил в Советской армии и стал трудиться по специальности. Работал в геологических экспедициях в Молдавии и на Кавказе, долгие годы – в Южной Якутии. Бурил скважины, был главным инженером крупных геологоразведочных партий, три года добывал золото начальником старательного участка артели «Прогресс» на Алдане, где собрал богатейший материал для будущих книг. За разведку угольных месторождений для Южно-Якутского территориально-производственного комплекса он был награждён орденом «Знак Почета».
В 1977 году в журнале «Полярная звезда» Юрий Сергеев опубликовал первый рассказ «Зыбь», и в том же году был приглашен на семинар молодых писателей БАМа. Он был участником VII Всесоюзного совещания молодых писателей. Первый сборник повестей и рассказов «Королевская охота» вышел в 1982 году, за него он был удостоен звания лауреата литературного конкурса имени Максима Горького «За первую лучшую книгу в столице». В 1987 году окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького, и с этого времени стал жить в Москве. Автор книг прозы «Королевская охота», «Самородок», романов «Становой хребет» и «Княжий остров», а также нескольких сборников стихов.
В последние годы Юрий Сергеев всего себя отдал воспитанию молодежи. Он был основателем спортивного лагеря на Хопре «Золотой щит – Казачий Спас».
Следует сказать, что роман «Становой хребет», опубликованный в журнале «Наш современник», вызвал большой интерес как читателей, так и критиков. Михаил Лобанов, в частности, писал: «Егор Быков… и его напарник приискатель Игнатий Парфенов… открывают нам неповторимую красоту и величие природы Якутии, когда пробираются через таежные дебри, плывут на плотах по реке, низвергаются на них в грохочущую пучину порога, окатываясь ужасом, а затем неудержимым ликованием как бы вновь обретённой жизни. Когда как при сотворении мира возникает исполинская картина гор и тайги. Станового хребта, тянущегося на тысячи вёрст к Ледовитому океану, и кажется, что частица мощи этого дивного явления как бы передается самим этим природным людям».
Писатель своих героев называл «людьми без душевной гнилости», и он сам был таким. Всю свою жизнь Юрий Сергеев пытался приобщиться к «чистой силе», такому укоренению в православной вере, которое начисто исключает всякое лукавство, предательство и корысть.
Много лет мы с Юрием Васильевичем дружили и соседствовали – жили в одном коттедже в поселке писателей во Внуково, и я всегда поражался его доброте и отзывчивости. Для него не составляло труда встретить знакомого или полузнакомого человека в аэропорту и отвезти, куда надо. Не удивительно поэтому, что с большим уважением и благодарностью относились к нему друзья и просто знакомые. Юрий Сергеев был великолепный рассказчик, и здесь вспоминается «бабуня» Каллиста Семеновна, воспитывавшая его в детстве. Именно от нее передался ему дар сказителя, трансформировавшийся в талант писателя.
Столпами русской литературы Юрий Сергеев называл Валентина Распутина, Василия Белова и Виктора Астафьева. Но первым писателем для него, донского казака, был, конечно, Михаил Шолохов. Отсюда и схожесть образов Григория Мелехова и Егора Быкова, и неповторимая красота яркого русского слова, явленная в романах «Становой хребет» и «Княжий остров».
Неслучайно в 2005 году Юрий Сергеев издал великолепный альбом «Шолохов в фотографиях Николая Кочнева», в котором написал: «Мы, казаки, обязаны Шолохову самой жизнью, ибо если бы не его защита в годы раскулачивания и репрессий, нас бы извели под корень».
Много лет Юрий Васильевич привозил книги для библиотеки в станице Кумылжевская, и теперь эта библиотека носит его имя.
Писатель Юрий Сергеев считал, что будущее России во многом зависит от казачества: «Это продубленное ветрами и солнцем лицо, хрящеватое и горбоносое, уверенный взгляд и дерзкий ум в глубоко посаженых глазах мог носить только один вольнолюбивый этнос на Руси – донской казак».
Юрий Сергеев был тем самым казаком, на котором зиждется становая сила русского человека. Таким мы его и запомним.
Алесь КОЖЕДУБ