15 сентября 2015 года в Одессе состоялось торжественное открытие мемориальной доски А.С. Пушкину на фасаде Ришельевского лицея, ул. Дерибасовская, 16.
Памятный знак - подарок городу от писателя Олега Борушко, историка Олега Губаря и скульптора Александра Князика.
Одесский Ришельевский лицей сыграл роль зачина в стремительной популяризации пушкинской лиры в России. Культ Пушкина, как мы его знаем сегодня, был заложен именно в стенах лицея. Лицеисты стали первыми пушкинскими фанатами, с восхищением встретив появление в городе диссидента, сосланного на Юг за свободолюбивые ямбы. Они – дети одесской элиты - происходили из кругов, что формировали общественное мнение юной Южной Пальмиры и, шире, всего Юга России.
13 месяцев прожил Пушкин в Одессе во время Южной ссылки – c 3 июля 1823 до 1 августа 1824. Здесь написаны первые главы "Евгения Онегина", более 30 стихотворений, закончен "Бахчисарайский фонтан", начата работа над "Цыганами".
Мыслящую Одессу Пушкин застал франкоязычной, к моменту его приезда здесь не было ни одной русскоязычной газеты. Излишне говорить о самоочевидной резкой популяризации русского стиха и русского языка, произведенной в Одессе пушкинскими строфами.
Визуализация значимых пушкинских адресов Одессы, прокладка строго документированного пушкинского маршрута по городу – часть программы Всеукраинского Фестиваля русской поэзии “Пушкинская ОСЕНЬвОДЕССЕ”, ежегодно проводимого в городе с 2008 года по инициативе и под руководством Олега Борушко. Историко-краеведческое обоснование маршрута и идея ежегодного открытия нового пушкинского адреса в рамках Фестиваля - принадлежит известнейшему одесскому историку, почетному гражданину города Олегу Губарю.
Памятный знак на Ришельевском лицее – третий на счету Фестиваля. Знак завершает первую часть мемориального пушкинского маршрута по Одессе, ежегодно пополняемого в день открытия Фестиваля, фиксирует факт присутствия Пушкина в стенах лицея.
Вы можете отныне начать прогулку с Тени Пушкина у Клубной гостиницы Рено на Ришельевской, где поэт прожил 13 месяцев. Далее по Дерибасовской через Казенный сад с кофейней - до мемориальной доски младшему брату поэта, Льву Сергеевичу Пушкину на здании Пассажа, угол Преображенской. Данный отрезок маршрута - главнейший в одесской жизни поэта.
Маршрут как бы облекает одесское бытование Пушкина в поэтическую форму, воссоздает перед живым взором именно те образы города, которые видел и о которых писал поэт.
Пушкинский маршрут по Одессе будет продолжен.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Олег Губарь
Ришельевский лицей, второй по очереди в России после Царскосельского, учрежден в Одессе по Высочайшему указу от 2 мая 1817 года на базе функционировавших ранее Благородного института и Коммерческой гимназии.
Крупнейший просветительский центр на Юге. Образование здесь было приближено к университетскому, заведение считалось весьма престижным. В числе лицеистов немало представителей аристократических семей России и зарубежья – Волконские, Сен-При, Четвертинские, Рошфор и др. О лицее чрезвычайно лестно отзывались Зинаида Волконская, Батюшков, Сенковский, в его дортуарах обитал Мицкевич (1825), здесь бывали Жуковский, Вяземский, Полонский, Погодин, Надеждин, Стурдза, Свиньин и пр.
Посещения Ришельевского лицея Пушкиным зафиксированы академическим изданием «Летописи жизни и творчества» М. А. Цявловского. Источниками служат свидетельства самих лицеистов. Подробно об одном из таких посещений в июле 1824 года рассказал тогдашний лицеист Александр Михайлович Сумароков («Одесский Вестник" 1886, № 346):
«...Входит в класс незнакомая особа в странном костюме: в светло-сером фраке, в черных панталонах, с красной феской на голове и с ружейным стволом в руке вместо трости. Я привстал, он мне поклонился и, не говоря ни слова, сел на край ученической парты, стоящей у кафедры. Я смотрел на это с недоумением, но он первый прервал молчание:
- Я когда-то сидел тоже на такой скамье, и это было самое счастливое время в моей жизни.
Потом, обратившись прямо ко мне, спросил:
- Что вы читаете?
- Речь Цицерона,— ответил я.
- Как ваша фамилия?
- Сумароков.
- Славная фамилия! Вы, верно, пишете стихи?
- Нет.
- Читали вы Пушкина?
- Нам запрещено читать его сочинения".
- Видели вы его?
- Нет, я редко выхожу из заведения.
- Желали бы его видеть?
Я простодушно отвечал, что, конечно, желал бы, — о нем много говорят в городе, как мне передали товарищи.
Он усмехнулся и сказал:
- Я — Пушкин, прощайте.
Когда мы шли по длинному коридору, он сказал:
- Однако у вас в Лицее, как я вижу, свободный вход и выход.
- Это по случаю каникул...»
О посещениях Ришельевского лицея Пушкиным сообщает достойный всяческого доверия Николай Григорьевич Тройницкий, брат члена Государственного совета А. Г. Тройницкого, впоследствии друживший со Львом Сергеевичем Пушкиным и Н. В. Гоголем. В частности, Тройницкий уточняет: «…он (Пушкин) заходил в старшие классы, заходил, между прочим, и в ту классную комнату, которая обращена теперь в пивную в доме Вагнера (прежнее здание лицея)…» («Одесский вестник», 1887, № 93). Мемуарист говорит о знаменитой пивной Брунса, которую впоследствии, что символично, посещали Бунин, Куприн и другие знаменитости. Ныне это офис МЧС в дворовом корпусе, соединяющем фасадные строения со стороны Дерибасовской и Ланжероновской улиц.
Информативны и любопытны свидетельства Болеслава Маркевича (Б. М. Маркевич. ПСС. Т. XI. СПб., 1885). Тема «Пушкин и Ришельевский лицей» детально исследуется в целом ряде разновозрастных публикаций о рукописном лицейском журнале «Ареопаг» (1828-1830 гг.), начиная со статьи А. М. де Рибаса. Все говорят о восторженной любви воспитанников Одесского лицея к поэту, буквально о культе Пушкина, установившемся в среде одесских лицеистов. «Ареопаг» как бы и сделался олицетворением этого культа.
Мемориальный знак на фасаде Ришельевского лицея завершает первую часть формируемого нами пушкинского маршрута меж Клубной гостиницей Рено – основным местом пребывания поэта в 1823-1824 гг. – и ближайшими пушкинскими адресами по ул. Дерибасовской и в районе Соборной площади.