В шатре петербургского Книжного салона были представлены более 111 экспонентов, больше половины из них – издательства классической или современной литературы. Но нашлись и те, что ярко отличились от коллег, также привлекая внимание гостей выставки.
«Мы не какая-то там секта»
В павильоне нижегородского старейшего экзотерического издательства «Magic-kniga» на столе для гостей лежат разные товары: свечи в виде черепа, карты таро, куклы вуду и экзотерические труды известных авторов. Они продают книги по психологии, саморазвитию, истории, йоге. А на стойке в шатре Книжного салона представили труды от артефактического православия до черной магии, темных ритуалов и этнических практик.
«Мы пришли на салон, чтобы рассказать о нашем магазине не только тем, кто обладает специальными знаниями и увлечен магией, но и тем, кто хочет прикоснуться к практикам, которые ближе, чем кажутся на первый взгляд, – говорят Мария Раскольникова и Марина Дубровина, управляющие магазинами в Санкт-Петербурге. – Подходят заинтересованные люди, которые знают, что хотят, и которых привлекают авторские колоды таро. Но также подходят и те, кто пока только пробует прикоснуться к эзотерике и узнать о различных гадательных практиках».
«Magic-kniga» участвует в Книжном салоне давно, да и выставки Санкт-Петербурга посещают постоянно. У них два живых магазина и один в интернете. «Электричество могут выключить, и ничто, кроме как бумага, тебя не спасет. Но современный читатель книги просто так не покупает. Сейчас уже нет дефицита, поэтому теперь в домашних библиотеках книги хранятся специальные: по профессии или хобби», – утверждает Марина Дубровина.
Искусство в(не) политики
КПРФ на Книжном салоне представляет различную литературу, которая как-то связана с их идеологией: классика марксизма, советские учебники, которые сейчас не издаются. На столах лежат издания Санкт-петербургского Горкома: «Рабочая газета», «Питерская правда», журналы «Политпросвещение», креативные календарики и литература товарищей: В.Никитина, Г.Зюганова, И.Фраянова.
«Читатели есть. Люди вот приходят и как-то позитивно реагируют на наш стенд, потому что здесь такая информация, которую по телевизору не покажут. И гости с удовольствием берут и газеты, и печатные издания», – говорит Дмитрий Мартин, первый секретарь отделения КПРФ приморского района.
На Книжном салоне КПРФ впервые. «Нам надо как-то свою позицию доносить до людей, и вот такой формат он вполне себе приемлем», – отмечает Дмитрий.
Красный угол
Издательство Московской Патриархии в шатре Книжного салона расположило не только Библию. Там были представлены жития святых, молитвословы и даже свой журнал и детская литература.
«Любому издательству не помешает сотрудничество с Книжным союзом, потому что это и продвижение, и рынки, и выставки, какие-то культурно-массовые мероприятия. Тем более нашему издательству, которое ориентировано на нравственно-патриотическое воспитание, и может тем самым давать читателю моральные ориентиры. Издательство Московской Патриархии участвует в салоне уже 3 раз. Им это помогает находить читателей в новых городах. В Петербурге они, конечно, представлены в каких-то крупных магазинах, например, «Лавр». Но общение вживую с людьми – это всегда важно. Нас начинают узнавать, заходят на наш сайт», – говорит представитель издательства Ярослав.
Интересных издательств на книжный салон приехало много – были как известные, так и те, которые только начинают свой путь. Мы провели социальный опрос, чтобы выяснить, какое издательство являлось самым популярным среди гостей мероприятия. Всего в опросе участвовало 100 человек. Результаты таковы:
«АСТ» – 32%
«ЭКСМО» – 19%.
«Бомбора» – 11%.
«Азбука» – 8%.
«Издательство Ивана Лимбаха» – 7%.
«Гангут» – 4%.
«Издательство Политеха» – 4%
«Альпина-Паблишер» – 3%
«Наука» – 3%
«Лениздат» – 2%
Оставшиеся 7% распределились между «Росток», «Миф», «Искусство», «Саша Кругосветов», «Корпус», «Ad Marginem», «Фантастика».
Вероника ЗАХАРОВА