Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 23 марта 2022 г.
Позиция

Патриотическое воспитание – это прежде всего диалог

О московской школе №2086, в которой расположен Народный музей Боевого пути 13-й Гвардейской дивизии.

23 марта 2022

Не так давно прославленный режиссер Никита Михалков на встрече с педагогическим сообществом в присутствии министра просвещения страны Сергея Кравцова предложил изучать историю в школах с первого класса. Такая идея давно витает в воздухе и понятно, почему она возникла в общественном пространстве вновь. Нужно это или нет – вопрос, конечно, дискуссионный. Совершенно точно можно сказать лишь одно, и, думаю, мало кто с этим не согласиться, – сейчас критически важно, чтобы патриотическое воспитание не превращалось в пустую формальность.

А чтобы этого не происходило, надо полностью отказаться от «палочной» количественной системы оценки эффективности патриотического воспитания, помогать талантливым педагогам развивать свои проекты, поддерживать их инициативы, создавая в школьном коллективе атмосферу всеобщего творчества и со-творчества. Наверняка вы скажете, что отдельно взятому директору школы это не под силу, что нужна серьезная реформа образования? Позволю себе не согласиться с вами – все-таки многое, очень многое в школе зависит от личности директора. Таких примеров немало, но хотелось бы остановиться на одном из них.

В московской школе №2086, что в Гагаринском районе Юго-Западного административного округа столицы, не первый год существует Народный музей Боевого пути 13-й Гвардейской дивизии под командованием А.И.Родимцева. В чем его уникальность? Кратко я бы сформулировал это так: здесь детям не рассказывают, здесь с ними говорят.


Budarin.jpg


Вот преподаватель истории Дмитрий Валерьевич Бударин проводит экскурсию для второклассников, рассказывает о подвиге Зои Космодемьянской, и вдруг девочка спрашивает: «А ее пытали? Что с ней делали?» Такой вопрос может поставить в тупик любого – что ответить второкласснице? Но Дмитрий Валерьевич сходу решает, что ответить девочке: «Да, фашисты мучали Зою, заставляли ходить босыми ногами по снегу». И, согласитесь, это единственное верное решение – не уйти от ответа, не осудить девочку за «нездоровый интерес», но и не рассказывать в подробностях обо всех зверствах фашистов, чтобы не нанести психологической травмы ребенку. Такая работа педагога восхищает не меньше, чем удачно найденный шахматистом в сложной блиц-партии ход.

И главное, когда учитель находит с детьми общий язык, им уже не надо ничего «прививать», они сами с охотой изучают историю Великой Отечественной войны. В конце экскурсии второклассники наперебой старались блеснуть знаниями, иногда показывая поразительный уровень осведомленности о событиях тех лет. Доверительный, живой диалог, выстроенный педагогом, помог ребятам без опаски и стеснения высказываться, задавать волнующие их вопросы. Возникла даже небольшая дискуссия. «Война – это плохо!» – громко сказала одна девочка. Дмитрий Бударин внимательно выслушал всех, кто еще хотел что-нибудь сказать, постарался ответить каждому, и подытожил: «Конечно, никто не спорит, что война – это плохо, однако война с фашизмом, война за наше Отечество – безусловно, святое и правое дело. Страшно представить, что бы было, если б мы тогда не победили».


Shkolnyi_774_muzei_774_deti.jpg


Директор школы Елена Орлова говорит: «История нашего музея насчитывает вот уже более сорока лет. Его экспозиция, в которой представлены портреты воинов дивизии, карты и схемы боев, подлинные вещи ветеранов и артефакты, найденные на местах сражения, открыта для всех жителей района. Мы регулярно сотрудничаем с общественными ветеранскими организациями, реализуем совместные проекты со Школьным Музеем Победы на Поклонной горе. Кроме того, мы постоянно обновляем сайт музея, где в цифровом виде представлены не только его экспонаты, но и аудиоэкскурсии, предлагаются сценарии уроков, которыми может воспользоваться каждый».

И такое отношение директора, знаете ли, дорогого стоит! Потому что, к сожалению, видел я в некоторых регионах нашей необъятной страны и другие примеры. Есть, например, школа, где все сложилось с точностью наоборот – директор не только не поддержал работу педагога-энтузиаста, курирующего школьный музей, но и решил вовсе закрыть его по формальным причинам – что-то там было не так с бумажками. Что в итоге? Дети расстроены – ведь с интересом участвовали в музейной работе. А педагог в конце концов вынужден был уволиться, не стерпев несправедливости. И кому от этого лучше?



А вы говорите – очередные образовательные реформы, давайте преподавать историю с первого класса. Это, может, все и хорошо – но главное и основное при этом всегда замечать, поддерживать инициативу и талант.

Отрадно было узнать, что не так давно Елену Орлову отметили ведомственной наградой, вручив ей медаль «За вклад в реализацию государственной политики в области образования». Действительно заслужено. Ведь если есть в школе такой музей и педагоги в нём – не нужно и загружать детей в начальных классах ещё одним дополнительным уроком, они и без того будут интересоваться великим прошлым своей страны.

 

Иван КОРОТКОВ


Тэги: Школа Школьники Родина Патриотическое воспитание
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Главное – избежать жертв

    25.02.2022
  • С чего начинается Родина?

    23.10.2021
  • «Ex libris / Экслибрис»

    19.10.2021
  • Опасения реальны

    06.10.2021
  • «БиблиоОлимп» стирает границы

    27.09.2021
  • Тест на нормального человека

    162 голосов
  • Педагогика non-fiction

    91 голосов
  • Главное – избежать жертв

    87 голосов
  • Наш „Титаник“ прёт на айсберг

    75 голосов
  • Гоголь forever

    58 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS