Не так давно прославленный режиссер Никита Михалков на встрече с педагогическим сообществом в присутствии министра просвещения страны Сергея Кравцова предложил изучать историю в школах с первого класса. Такая идея давно витает в воздухе и понятно, почему она возникла в общественном пространстве вновь. Нужно это или нет – вопрос, конечно, дискуссионный. Совершенно точно можно сказать лишь одно, и, думаю, мало кто с этим не согласиться, – сейчас критически важно, чтобы патриотическое воспитание не превращалось в пустую формальность.
А чтобы этого не происходило, надо полностью отказаться от «палочной» количественной системы оценки эффективности патриотического воспитания, помогать талантливым педагогам развивать свои проекты, поддерживать их инициативы, создавая в школьном коллективе атмосферу всеобщего творчества и со-творчества. Наверняка вы скажете, что отдельно взятому директору школы это не под силу, что нужна серьезная реформа образования? Позволю себе не согласиться с вами – все-таки многое, очень многое в школе зависит от личности директора. Таких примеров немало, но хотелось бы остановиться на одном из них.
В московской школе №2086, что в Гагаринском районе Юго-Западного административного округа столицы, не первый год существует Народный музей Боевого пути 13-й Гвардейской дивизии под командованием А.И.Родимцева. В чем его уникальность? Кратко я бы сформулировал это так: здесь детям не рассказывают, здесь с ними говорят.
Вот преподаватель истории Дмитрий Валерьевич Бударин проводит экскурсию для второклассников, рассказывает о подвиге Зои Космодемьянской, и вдруг девочка спрашивает: «А ее пытали? Что с ней делали?» Такой вопрос может поставить в тупик любого – что ответить второкласснице? Но Дмитрий Валерьевич сходу решает, что ответить девочке: «Да, фашисты мучали Зою, заставляли ходить босыми ногами по снегу». И, согласитесь, это единственное верное решение – не уйти от ответа, не осудить девочку за «нездоровый интерес», но и не рассказывать в подробностях обо всех зверствах фашистов, чтобы не нанести психологической травмы ребенку. Такая работа педагога восхищает не меньше, чем удачно найденный шахматистом в сложной блиц-партии ход.
И главное, когда учитель находит с детьми общий язык, им уже не надо ничего «прививать», они сами с охотой изучают историю Великой Отечественной войны. В конце экскурсии второклассники наперебой старались блеснуть знаниями, иногда показывая поразительный уровень осведомленности о событиях тех лет. Доверительный, живой диалог, выстроенный педагогом, помог ребятам без опаски и стеснения высказываться, задавать волнующие их вопросы. Возникла даже небольшая дискуссия. «Война – это плохо!» – громко сказала одна девочка. Дмитрий Бударин внимательно выслушал всех, кто еще хотел что-нибудь сказать, постарался ответить каждому, и подытожил: «Конечно, никто не спорит, что война – это плохо, однако война с фашизмом, война за наше Отечество – безусловно, святое и правое дело. Страшно представить, что бы было, если б мы тогда не победили».
Директор школы Елена Орлова говорит: «История нашего музея насчитывает вот уже более сорока лет. Его экспозиция, в которой представлены портреты воинов дивизии, карты и схемы боев, подлинные вещи ветеранов и артефакты, найденные на местах сражения, открыта для всех жителей района. Мы регулярно сотрудничаем с общественными ветеранскими организациями, реализуем совместные проекты со Школьным Музеем Победы на Поклонной горе. Кроме того, мы постоянно обновляем сайт музея, где в цифровом виде представлены не только его экспонаты, но и аудиоэкскурсии, предлагаются сценарии уроков, которыми может воспользоваться каждый».
И такое отношение директора, знаете ли, дорогого стоит! Потому что, к сожалению, видел я в некоторых регионах нашей необъятной страны и другие примеры. Есть, например, школа, где все сложилось с точностью наоборот – директор не только не поддержал работу педагога-энтузиаста, курирующего школьный музей, но и решил вовсе закрыть его по формальным причинам – что-то там было не так с бумажками. Что в итоге? Дети расстроены – ведь с интересом участвовали в музейной работе. А педагог в конце концов вынужден был уволиться, не стерпев несправедливости. И кому от этого лучше?
А вы говорите – очередные образовательные реформы, давайте преподавать историю с первого класса. Это, может, все и хорошо – но главное и основное при этом всегда замечать, поддерживать инициативу и талант.
Отрадно было узнать, что не так давно Елену Орлову отметили ведомственной наградой, вручив ей медаль «За вклад в реализацию государственной политики в области образования». Действительно заслужено. Ведь если есть в школе такой музей и педагоги в нём – не нужно и загружать детей в начальных классах ещё одним дополнительным уроком, они и без того будут интересоваться великим прошлым своей страны.
Иван КОРОТКОВ