30 августа 1869 года Лев Толстой сообщил Афанасию Фету: «…решил окончательно свою поездку в Пензенскую губернию для осмотра имения, которое я намереваюсь купить в тамошней глуши». С этого свидетельства начиналась история, связавшая гениального русского писателя с Пензенской землей. Из Ясной Поляны через Тулу, Москву, Нижний Новгород, Арзамас, Саранск прибыл Лев Николаевич в село Ильмино, где князь Голицын продавал свое имение, после чего отправился в соседнюю Пестровку к своей родственнице Анне Бахметевой. Слуга Толстого Сергей Арбузов, сопровождавший его в поездке, так вспоминал о приезде в Пестровку (ныне – город Никольск Пензенской области):
«Село из трехсот домов все было выстроено прочно. Человек около тысячи работают на фабрике... Граф прожил здесь четыре дня; здесь было так хорошо, что я отсюда никогда не уехал бы. Граф ходил с княгиней по всей ее фабрике; он ездил с нею в церковь, где очень хорошо пели певчие из фабричных. Потом княгиня распорядилась уложить графу Льву Николаевичу кое-какой дорогой хрустальной посуды для передачи в подарок графине Софье Андреевне.
На четвертый день запряженная четверкой лошадей коляска стояла после завтрака у крыльца. Два буфетных мужика вынесли наши чемоданы и уложили в экипаж. Через некоторое время Лев Николаевич вышел в переднюю с княгиней и ее внучком; я подал ему шляпу и пальто. Граф стал прощаться с княгиней; она несколько раз его поцеловала и сказала:
– Да, граф, вы все-таки мне внучок. Я запишу этот день на память, что вы были у меня».
Великолепный дворец, который помнит и шаги, и голос графа Толстого сохранился в первозданном виде до наших дней. На нем красуется мраморная табличка: «В этом здании в 1869 году останавливался великий русский писатель Толстой Лев Николаевич».
В 2019 году к 150-летию со дня приезда Льва Толстого на никольскую землю в городском парке, что расположен напротив дома Бахметевых, установлен памятник Анне Бахметевой и Льву Толстому. Автором памятника является пензенский скульптор Валерий Кузнецов. К сожалению, в доме Бахметевых-Оболенских так и не создали мемориальную экспозицию, посвященную великому писателю и его родным. Толстому нашелся «уголок» в библиотеке, расположенной в местном Доме культуры, тогда как сам дом Бахметевых-Оболенских превращен в бизнес-инкубатор. Пообщаться с чиновниками относительно мемориальной экспозиции не удалось: кто-то в отпуске, кто-то в больнице, а кто и вовсе не отвечал на звонки в разгар рабочего дня.
Благодаря разысканиям пензенских краеведов, в частности Олега Савина, имя Льва Толстого прочно связано с Пензой, в связи с чем материалов для будущей экспозиции могло бы набраться предостаточно. Например, Лев Николаевич помог опубликовать «Воспоминания о пережитом и перечувствованном» местному уроженцу декабристу Александру Беляеву, высоко отзывался о церковных песнопениях Александра Архангельского, имел в личной библиотеке книги многих авторов, связанных с Пензой, в частности, Василия Ключевского, Алексея Будищева, Николая Огарева, Василия Слепцова, Александра Куприна, музыкального просветителя Алексея Карасева, вел «разговор о театре и о пьесах» с режиссером Всеволодом Мейерхольдом, встречался с жившим в Кузнецке Львом Мизякиным, который в «Саратовском дневнике» опубликовал статью «Год тому назад у Л.Н.Толстого»; наконец, лечащим врачом семьи Льва Толстого был уроженец Пензы – терапевт Григорий Захарьин, жертвовавший средства на устройство сельских школ в родной губернии.
В 2018 году я вел переписку со старшим научным сотрудником музея-усадьбы «Ясная Поляна» Игорем Карачевцевым, который радостно отнесся к тому, что в Никольске планируют создать и открыть мемориальное пространство, посвященное Льву Толстому. Была выражена готовность оказать содействие в создании экспозиции, приехать на открытие, но… Нужна ли такая помощь никольским чиновникам?
Антон ХРУЛЕВ, член Союза журналистов России