Огромные пространства залов нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной соответствуют масштабу этого выставочного проекта. Представлено более 150 произведений, из разных музеев, и это не только хорошо знакомая с детства классика.
Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), традиционно называемое передвижниками, созданное в 1870 году, просуществовало 53 года, и за это время провело 48 выставок, на которых экспонировалось около 10 тысяч произведений. Ядро ТПХВ составили ведущие мастера эпохи — Василий Перов, Николай Ге, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Василий Поленов, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Виктор Васнецов, Василий Максимов, Григорий Мясоедов, Илларион Прянишников, Николай Ярошенко и другие. Товарищество охватило просветительской практикой несколько десятков городов Российской империи, оказало огромное влияние на формирование эстетических потребностей широкой публики.
Куратор выставки Татьяна Юденкова считает, что 155-летие организации - подходящий момент актуализировать ее наследие, попытаться по-новому сфокусировать свой взгляд, освободиться от множества штампов. Искусство передвижников выходит за рамки социально-бытового жанра, поднимает философские, этические вопросы современной жизни.
Выставка состоит из двух больших разделов. В первом разделе представлены только те работы, которые были непосредственно на передвижных выставках. Это хрестоматийные полотна, сформировавшие магистральное направление русского искусства второй половины XIX века. Но внутри передвижничества были художники, которые отходили от парадигмы реалистического мировосприятия, экспериментировали и двинули русское искусство в сторону символизма, импрессионизма и авангарда. Это второй раздел.
Экспозиция не повторят монографический принцип развески в главном здании, а объединяет полотна тематически: "Между реализмом и метафизикой", "Детство", "Женский вопрос". Кураторы предлагают свой концептуальный взгляд. Например, расположенные рядом произведения Крамского "Безутешное горе" - монументальная женщина-мать, представляющая глубину семейных ценностей, и скандальная для XIX века, ставшая в СССР иконой красоты - "Незнакомка".
На выставке представлен мультимедийный проект, рассказывающий о деятельности ТПХВ: о том, как трудно организовывались выставки, как решались вопросы транспортировки и экспонирования картин, что писала столичная и провинциальная критика о выставках Товарищества, с какими проблемами сталкивались художники и о многих малоизвестных подробностях их жизни.
Выставка открыта до 6 апреля 2025 года.