Редко бывает, когда концерт уже прошел, а эмоции «со слезами на глазах» продолжают переполнять и мешают сосредоточиться. В Большом зале Московской консерватории завершился Х Международный открытый фестиваль искусств «Дню Победы посвящается…»
Десятый, традиционный. И в данном контексте прилагательное «традиционный» приобретает целую гамму дополнительных оттенков и смыслов. Особенно, когда читаешь эпиграф нынешнего фестиваля: «Нам дороги эти позабыть нельзя…» Собственно, этим все и сказано.
Ведущий концерта Петр Татарицкий, обладатель, возможно, самого красивого и проникновенного голоса, вносившего в атмосферу концерта свою эмоциональную краску, назвал художественного руководителя и вдохновителя фестиваля Александра Соловьева настоящим подвижником. И этим тоже все сказано.
Программу концерта-закрытия представлял Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан под управлением его главного дирижера Дмитрия Крюкова. Приезд оркестра в Москву осуществлен при поддержке Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова, и, как отметил генеральный директор НСО РБ Артур Назиуллин, это было важной частью всероссийского турне к 30-летнему юбилею коллектива, отмечаемому в мае 2022 года.
«Фестиваль не только и не столько о войне. Он о судьбе человека, о судьбе человечества. И его миссия – гуманистическая» – сказал перед началом концерта Петр Татарицкий.
Не случайно программа открывалась симфонической поэмой «Салават» Загира Исмагилова, рисующей эпический образ башкирского национального героя-батыра. Невольно вспомнились «Неуловимые мстители». Неудержимый бег сотни коней, сменяющийся лирической народной песней, перерастающей в гимн любви – любви, ради которой и умереть не жаль. И снова кони уносят вдаль в диком вихре бешеной скачки…
Скажем сразу. Оркестр показал себя с наилучшей стороны, звучал слаженно, выразительно, поражая разнообразием динамических нюансировок. И искушенная московская публика отвечала на каждое произведение искренними и продолжительными заслуженными овациями!
Пятая симфония Сергея Прокофьева получилась по-восточному роскошной и яркой. Написанная в 1944 году, она самим композитором трактовалась, как «симфония величия человеческого духа». Между тем трагически-надрывная III часть оставила самое глубокое впечатление. Чувствовалась страшная поступь смерти, слышался плач и стоны. И вздох… Словно хрупкий росток, пробившийся сквозь трещину в мертвом асфальте. Воистину, торжество жизни, возрожденной в стремительном беге времени в IV части, образно перекликающейся с «Салаватом»!
Но настоящей кульминацией программы – если не всего фестиваля – стала мировая премьера «Военной кантаты» Давида Кривицкого, осуществленная благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Давид Кривицкий – композитор, о творчестве которого снова и снова хочется повторять: «обязательно к всеобщему изучению».
Он родился в 1937 году и вспоминал: «1945 год. Нас, малышей, поступивших в первый класс Специальной музыкальной школы города Киева, смотрящих на жизнь «с улыбкой на устах», повезли на первую в нашей жизни групповую экскурсию. Киев был в развалинах… Ведущий объявил: “А сейчас, дети, вы увидите «Бабий Яр»… Подойдя к нему, я взял в руку щепотку земли. Ощущение было таким, что сегодня, более пятидесяти лет, прошедших с того момента, мне представляется живым и животрепещущим. Это была жирная земля, перемешанная с костями, кровью погибших…» Страшный урок запомнился на всю жизнь. Процитированные строки взяты из предисловия к опере-оратории «Бабий Яр», в 2017 году звучавшей в рамках V фестиваля «Дню Победы посвящается…»
«Военная кантата» написана на стихи Арсения Тарковского, и буквально с самого начала комок застревает в горле. «Перекличка памяти с судьбой», как писал Тарковский. И конечно с оперой-ораторией «Бабий Яр».
«Я знаю час, когда начнут войну…» И как будто грянул этот жуткий час! Потусторонний голос виброфона, монолог бас-кларнета, молитва скрипки, колокольный звон… И над всем этим девичьи невесомые голоса…
В исполнении принимали участие детский хор «Пионерия» имени Г.А.Струве под руководством Елены Веремеенко, женская группа Камерного хора Московской консерватории (художественный руководитель Александр Соловьев) и солист «Геликон-оперы» Дмитрий Хромов.
Дочь композитора Евгения Кривицкая отметила: «Давид Кривицкий не услышал свою музыку при жизни. Но сегодня она будет звучать. И будет звучать в преддверии его 85-летия. Это такой очень символический момент. И ещё. Во время Великой Отечественной мой отец, будучи маленьким мальчиком, оказался в эвакуации со своими родителями в Уфе. И вот через много десятилетий этот эпизод его биографии, можно сказать, срифмовался с сегодняшним концертом. Причём мы сначала решили, что оркестр Башкортостана приедет сюда на фестиваль. А потом я уже внимательно перечитала биографию своего отца и обнаружила такую «перекличку». «Военная кантата» – это такая рефлексия на тему страшных событий войны. Это не иллюстрация, это философское размышление, это попытка предостеречь, дать какие-то ответы на собственные вопросы. Для меня сегодняшняя премьера – тоже акт памяти!»
В свою очередь Дмитрий Крюков еще во время работы над партитурой сказал очень важные слова: «Это сочинение удивительной глубины и силы, поражающее предельно точным соответствием музыки со стихами Арсения Тарковского. Соединение философских размышлений гениальных авторов о жизни и смерти, трагедии, жертве, патриотизме и подвиге народа, навевают мысль о том, что это сочинение могло бы называться «Русским Реквиемом».
Оно действительно обладает невероятной силой эмоционального воздействия, если не сказать, потрясения. После того, как отзвучала последняя нота, не нужно было ничего говорить, ничего объяснять. Только молчать… Такой минуты молчания – в истинном понимании этого выражения – БЗК, пожалуй, не знал.
И тут на слушателей обрушилась мощь еще одного сочинения – DIXI Гии Канчели для смешанного хора (Тульский государственный хор; художественный руководитель Александр Соловьев) и оркестра.
Владимир Минин в своё время говорил, что «в этом сочинении есть и жалобы человека, и его просьбы, и его мольбы, и его радости. Весь спектр человеческих чувств представил Гия Канчели в этом сочинении, которое я бы назвал повестью о жизни человека».
В переводе с латыни dixi означает «я сказал». И не просто «сказал», а «сказал то, что нужно было сказать».
Премьера этого произведения в 2009 году прошла в одной программе с Девятой симфонией Бетховена. Тогда тоже была своеобразная символическая «перекличка». Ныне же публика пережила сильнейший второй катарсис за один вечер.
DIXI!
Мария ЗАЛЕССКАЯ