Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 14 мая 2022 г.

Перекличка памяти с судьбой

Состоялась мировая премьера «Военной кантаты» Давида КРИВИЦКОГО на стихи Арсения ТАРКОВСКОГО.

14 мая 2022

Редко бывает, когда концерт уже прошел, а эмоции «со слезами на глазах» продолжают переполнять и мешают сосредоточиться. В Большом зале Московской консерватории завершился Х Международный открытый фестиваль искусств «Дню Победы посвящается…» 

Десятый, традиционный. И в данном контексте прилагательное «традиционный» приобретает целую гамму дополнительных оттенков и смыслов. Особенно, когда читаешь эпиграф нынешнего фестиваля: «Нам дороги эти позабыть нельзя…» Собственно, этим все и сказано.

Ведущий концерта Петр Татарицкий, обладатель, возможно, самого красивого и проникновенного голоса, вносившего в атмосферу концерта свою эмоциональную краску, назвал художественного руководителя и вдохновителя фестиваля Александра Соловьева настоящим подвижником. И этим тоже все сказано.

Программу концерта-закрытия представлял Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан под управлением его главного дирижера Дмитрия Крюкова. Приезд оркестра в Москву осуществлен при поддержке Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова, и, как отметил генеральный директор НСО РБ Артур Назиуллин, это было важной частью всероссийского турне к 30-летнему юбилею коллектива, отмечаемому в мае 2022 года.

«Фестиваль не только и не столько о войне. Он о судьбе человека, о судьбе человечества. И его миссия – гуманистическая» – сказал перед началом концерта Петр Татарицкий.

Не случайно программа открывалась симфонической поэмой «Салават» Загира Исмагилова, рисующей эпический образ башкирского национального героя-батыра. Невольно вспомнились «Неуловимые мстители». Неудержимый бег сотни коней, сменяющийся лирической народной песней, перерастающей в гимн любви – любви, ради которой и умереть не жаль. И снова кони уносят вдаль в диком вихре бешеной скачки…

DSCF3862.jpgСкажем сразу. Оркестр показал себя с наилучшей стороны, звучал слаженно, выразительно, поражая разнообразием динамических нюансировок. И искушенная московская публика отвечала на каждое произведение искренними и продолжительными заслуженными овациями!

Пятая симфония Сергея Прокофьева получилась по-восточному роскошной и яркой. Написанная в 1944 году, она самим композитором трактовалась, как «симфония величия человеческого духа». Между тем трагически-надрывная III часть оставила самое глубокое впечатление. Чувствовалась страшная поступь смерти, слышался плач и стоны. И вздох… Словно хрупкий росток, пробившийся сквозь трещину в мертвом асфальте. Воистину, торжество жизни, возрожденной в стремительном беге времени в IV части, образно перекликающейся с «Салаватом»!

Но настоящей кульминацией программы – если не всего фестиваля – стала мировая премьера «Военной кантаты» Давида Кривицкого, осуществленная благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Давид Кривицкий – композитор, о творчестве которого снова и снова хочется повторять: «обязательно к всеобщему изучению».

Он родился в 1937 году и вспоминал: «1945 год. Нас, малышей, поступивших в первый класс Специальной музыкальной школы города Киева, смотрящих на жизнь «с улыбкой на устах», повезли на первую в нашей жизни групповую экскурсию. Киев был в развалинах… Ведущий объявил: “А сейчас, дети, вы увидите «Бабий Яр»… Подойдя к нему, я взял в руку щепотку земли. Ощущение было таким, что сегодня, более пятидесяти лет, прошедших с того момента, мне представляется живым и животрепещущим. Это была жирная земля, перемешанная с костями, кровью погибших…» Страшный урок запомнился на всю жизнь. Процитированные строки взяты из предисловия к опере-оратории «Бабий Яр», в 2017 году звучавшей в рамках V фестиваля «Дню Победы посвящается…»

«Военная кантата» написана на стихи Арсения Тарковского, и буквально с самого начала комок застревает в горле. «Перекличка памяти с судьбой», как писал Тарковский. И конечно с оперой-ораторией «Бабий Яр».

«Я знаю час, когда начнут войну…» И как будто грянул этот жуткий час! Потусторонний голос виброфона, монолог бас-кларнета, молитва скрипки, колокольный звон… И над всем этим девичьи невесомые голоса…

DSCF4691.jpgВ исполнении принимали участие детский хор «Пионерия» имени Г.А.Струве под руководством Елены Веремеенко, женская группа Камерного хора Московской консерватории (художественный руководитель Александр Соловьев) и солист «Геликон-оперы» Дмитрий Хромов.

Дочь композитора Евгения Кривицкая отметила: «Давид Кривицкий не услышал свою музыку при жизни. Но сегодня она будет звучать. И будет звучать в преддверии его 85-летия. Это такой очень символический момент. И ещё. Во время Великой Отечественной мой отец, будучи маленьким мальчиком, оказался в эвакуации со своими родителями в Уфе. И вот через много десятилетий этот эпизод его биографии, можно сказать, срифмовался с сегодняшним концертом. Причём мы сначала решили, что оркестр Башкортостана приедет сюда на фестиваль. А потом я уже внимательно перечитала биографию своего отца и обнаружила такую «перекличку». «Военная кантата» – это такая рефлексия на тему страшных событий войны. Это не иллюстрация, это философское размышление, это попытка предостеречь, дать какие-то ответы на собственные вопросы. Для меня сегодняшняя премьера – тоже акт памяти!»

В свою очередь Дмитрий Крюков еще во время работы над партитурой сказал очень важные слова: «Это сочинение удивительной глубины и силы, поражающее предельно точным соответствием музыки со стихами Арсения Тарковского. Соединение философских размышлений гениальных авторов о жизни и смерти, трагедии, жертве, патриотизме и подвиге народа, навевают мысль о том, что это сочинение могло бы называться «Русским Реквиемом».

Оно действительно обладает невероятной силой эмоционального воздействия, если не сказать, потрясения. После того, как отзвучала последняя нота, не нужно было ничего говорить, ничего объяснять. Только молчать… Такой минуты молчания – в истинном понимании этого выражения – БЗК, пожалуй, не знал.

И тут на слушателей обрушилась мощь еще одного сочинения – DIXI Гии Канчели для смешанного хора (Тульский государственный хор; художественный руководитель Александр Соловьев) и оркестра.

DSCF4848.jpgВладимир Минин в своё время говорил, что «в этом сочинении есть и жалобы человека, и его просьбы, и его мольбы, и его радости. Весь спектр человеческих чувств представил Гия Канчели в этом сочинении, которое я бы назвал повестью о жизни человека».

В переводе с латыни dixi означает «я сказал». И не просто «сказал», а «сказал то, что нужно было сказать».

Премьера этого произведения в 2009 году прошла в одной программе с Девятой симфонией Бетховена. Тогда тоже была своеобразная символическая «перекличка». Ныне же публика пережила сильнейший второй катарсис за один вечер.

DIXI!

 

Мария ЗАЛЕССКАЯ


Тэги: Фестиваль Спецформат Музыка
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ярославль.Башмет.Фестиваль.

    26.04.2025
  • «Детский КиноМай» в апреле

    16.04.2025
  • В гармонии созвучий

    09.04.2025
  • «Вспомним всех поимённо»

    28.03.2025
  • Чехов в отражении

    31.01.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS