Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 23 ноября 2019 г.
Литература

Писатель, незаслуженно оставшийся в тени

Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ размышляет о творчестве А.К.Толстого.

23 ноября 2019

Недавно в Москве наградили лауреатов конкурса «Просвещение через книгу», который проводит Издательский совет Русской Православной Церкви. Главный приз получило пятитомное собрание сочинений Алексея Константиновича Толстого. 

Это академическое собрание произведений выпустил редакционно-издательский центр «Классика». Над пятитомником работали специалисты Института русской литературы Российской академии наук – Пушкинского дома. 

Читатель найдет в нем прозаические и поэтические произведения Алексея Константиновича Толстого, его сочинения на иностранных языках, письма, литературные работы, написанные в соавторстве, переводы. В книге представлены разные редакции, варианты текстов и даже наброски. 

К литературным материалам даются объемные комментарии. Так, статья В.А.Котельникова «Алексей Константинович Толстой в жизни и литературе» знакомит читателя с основными вехами жизненного и творческого пути писателя.

Я очень благодарен всем, кто работал над этим собранием сочинений. К сожалению, в наши дни немногие издатели решаются на выпуск многотомников, тем более требующих такой кропотливой работы. Появление этой книги внушает ценителям литературы уверенность: качественные издания продолжают жить. Есть истинные профессионалы книжного дела, которые, не жалея трудов, времени и средств, готовы работать над такими собраниями сочинений и делают это на высоком уровне. 

Вклад Алексея Константиновича Толстого в русскую православную культуру велик, поскольку многие его произведения говорят о христианской нравственности и тонко передают покаянный настрой человека. Примером могут служить строки стихотворения «Благовест»:


Молюсь и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого;

Далеко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я

Лечу небесные.


К сожалению, об этом поэте, прозаике, драматурге и переводчике знают совсем немного. Между тем, драмы Алексея Константиновича Толстого, в числе которых «Царь Федор Иоаннович», идут в крупнейших театрах страны. В некоторых из них премьеры постановки состоялись больше двадцати лет назад, и до сих пор вызывают интерес зрителей. 

Когда я был ребенком, отец и старшие братья с увлечением читали исторический роман «Князь Серебряный». Помню, как я настойчиво спрашивал, что это за книга, и просил дать мне ее почитать.

Почему же о произведениях Алексея Константиновича Толстого говорят так мало? Одна из причин в том, что период его творчества совпал со временем литературной известности еще нескольких писателей. Их произведения считаются сегодня классикой и входят в золотой фонд русской литературы. 

Однако даже в эту пору талант Алексея Константиновича был оценен критиками, читателями. Не случайно ко многим стихотворениям этого автора впоследствии писали музыку Петр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Модест Петрович Мусоргский, Сергей Васильевич Рахманинов и многие другие.

Не секрет, что многие узнают родную литературу в первую очередь по школьной программе. Произведения Алексея Константиновича долгое время не входили в школьную программу, потому что этот автор всегда был близок к царской семье. В детстве он играл вместе с цесаревичем, а впоследствии императором Александром IΙ. Доброе отношение самодержца и его семьи к писателю сохранилось на многие годы. Например, императрица Мария Александровна не раз с удовольствием слушала, как Алексей Константинович читал ей и узкому кругу приглашенных свои произведения.

Карьере Алексея Толстого могли бы позавидовать многие современники, но для него литература оказалась важнее всего остального. Именно ее он решил сделать главным делом своей жизни. Только, к сожалению, потомками он незаслуженно забыт. Часто случается, что люди цитируют строки из лирических произведений Алексея Константиновича, но не знают, что они принадлежат именно ему.

Писателей с фамилией Толстой в нашей литературе несколько. Выходит, что Алексей Николаевич со сказкой «Золотой ключик, или приключения Буратино» и Лев Николаевич с эпопеей «Война и мир», изучению которой в школьные годы отводится немало часов, оказались более известны широкому кругу читателей, чем Алексей Константинович. 

Нынешнее пятитомное издание имеет важное просветительское значение. Благодаря ему современные читатели могут больше узнать об этом удивительном писателе.

Сокровищница литературы – это произведения, в которых сочетаются высокие этические и эстетические идеалы. Одним из таких знаковых сочинений я бы назвал балладу «Василий Шибанов». Произведение по объему небольшое, но важное по содержательной, исторической, нравственной наполненности.

Насколько я знаю, баллада включена в учебники шестых-седьмых классов, но поскольку программ несколько, и они не во всем совпадают, нельзя с уверенностью сказать, что все подростки знают эту балладу. Зато можно утверждать, что это текст, к которому человек должен возвращаться не один раз. Понять произведение в подростковом возрасте можно с помощью талантливого педагога, библиотекаря или хорошо образованного родителя. Необходимо останавливаться на каждой строке, размышлять над прочитанным, подсказывая то, что ребенок пока не понимает.

Эта баллада – гениальный по форме нравственный урок, повествование о послушании, христианском отношении к ближнему, которое проявляется в несении бремени другого человека (см. Гал. 6:2), а, главное, о жертвенной любви.

В произведении рассказывается, как князь Андрей Курбский, спасаясь от гнева царя Ивана Грозного, бежит из страны. Василий Шибанов, его стремянный, убегает с ним, потому что видит свой долг в служении господину, хотя не во всем с ним согласен. Василий Шибанов глубоко предан князю Андрею, готов, не раздумывая, спасти его жизнь ценой своей собственной. В этом видно исполнение апостольских слов о послушании начальствующим (Рим. 13:1-7).

Алексей Константинович Толстой несколькими словами гениально показывает нравственный образ Василия Шибанова, для которого его страна, его родина остались позади, а бежит он вместе с господином только из преданности ему:


Скачи, князь, до вражьего стану,

Авось я пешой не отстану!


Место, куда убегает Андрей Курбский, для Василия остается вражьим станом. Его воли в бегстве из родной страны нет. Когда же Василий «в поту и в пыли» пешком доходит до места, где теперь живет его господин, первые его слова таковы:


Князь, служба моя не нужна ли?

Вишь, наши меня не догнали!


Он пришел к тому, кому предан по долгу службы, пришел, готовый снова делать что-то для своего господина, несмотря на усталость. «Наши» для него по-прежнему – русские воины, от которых ему пришлось убегать, храня верность князю Курбскому.

Когда Василий Шибанов соглашается отвезти царю Ивану Грозному письмо с упреками, написанное князем Андреем, слуга понимает, что ценой этой поездки будет его жизнь. Однако он, несмотря ни на что, готов выполнить волю господина.

Царь Иван Грозный хвалит Василия за верность: 


Гонец, ты не раб, но товарищ и друг. 


Чтобы больше узнать о сообщниках князя, он приказывает допросить Василия Шибанова. Несмотря на все пытки, слуга никого не выдает:


Царь, слово его все едино:

Он славит свого господина!


Когда же Василий Шибанов понимает, что смерть его близка, он обращается к Господу с молитвой. Любовь к родной стране и верность князю Андрею, служить которому его долг, даже в последние минуты жизни заставляет Василия забыть о себе. Он умоляет Бога о прощении господина за его жестокость и измену перед родной страной. В этот момент вспоминаются апостольские слова о том, что все заповеди Божии заключаются в словах: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим.13:9). Главный герой Алексея Константиновича Толстого жертвует своей жизнью ради другого, принимает наказание за его бесчестный поступок.

Завершающие строки баллады иллюстрируют ту «христианскую непостыдную кончину», о которой  православные люди просят во время богослужений. Василий Шибанов переходит в вечность с такими словами:


Услышь меня, Боже, в предсмертный мой час,

Язык мой немеет, и взор мой угас,

Но в сердце любовь и прощенье —

Помилуй мои прегрешенья!


В поведении этого литературного героя и его словах отражена мысль Священного Писания: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:8).

Произведения Алексея Константиновича Толстого ставят перед читателем нравственные вопросы. В том числе и те, которые можно назвать вечными. Именно поэтому пятитомное собрание сочинений этого писателя признано лучшим православным изданием этого года.


Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ 


Тэги: ЛГ Online Климент Христианство Митрополит Иван Грозный
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Объявлено жюри «Гипертекста»

    20.11.2022
  • Писатели путешествуют

    15.11.2022
  • Вспоминая Святогора

    09.11.2022
  • «Жизнь такова, какова она есть, и больше – никакова!»

    04.11.2022
  • Великолепие Папанова

    31.10.2022
  • Романовы были русскими

    263 голосов
  • Мы в Telegram

    235 голосов
  • Рефлексия начнется завтра

    226 голосов
  • «Сомнений в правоте России нет…» Часть вторая

    206 голосов
  • «Сомнений в правоте России нет…»

    193 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS