21 апреля 2025 года в пресс-центре ТАСС объявлены произведения, вошедшие в длинный список юбилейного, двадцатого сезона Национальной литературной премии «Большая книга».
В 2025 году на соискание премии «Большая книга» было номинировано 400 произведений авторов из 81 населённого пункта России (от Архангельска до Сочи и от Калининграда до Владивостока) и четырнадцати стран мира: Белоруссии, Болгарии, Германии, Грузии, Израиля, Казахстана, Камбоджи, Канады, Молдавии, Португалии, США, Узбекистана, Франции и Эквадора.
В двадцатом сезоне премия присуждается в двух номинациях: «Художественная литература» и «Нон-фикшн». В каждой из них будет объявлен один победитель, который получит денежный приз — 3 млн рублей. Согласно нововведениям, вступившим в силу в этом году, автор может стать лауреатом «Большой книги» только один раз: или в номинации «Художественная литература», или — «Нон-фикшн». Лауреаты предыдущих сезонов до 2024 года включительно, начиная с 2025 года могут получить премию только один раз в любой номинации. Писатели, награждённые премией «Большая книга» в 2025-м и в последующие годы, в дальнейшем не могут быть выдвинуты на её соискание в той же номинации.
Совет экспертов премии, в который входят писатели и литературные критики Дмитрий Данилов (председатель Совета), Евгений Абдуллаев, Евгения Декина, Алексей Андреев, Афанасий Мамедов и Валерия Пустовая, включил в длинный список двадцатого сезона «Большой книги» 40 произведений: 14 — в номинации «Нон-фикшн» и 26 — в «Художественной литературе».
Длинный список XX сезона Национальной литературной премии «Большая книга» Номинация «Нон-фикшн»
1. Зоя Богуславская «Халатная жизнь»
2. Людмила Вебер «Девочка и тюрьма»
3. Алексей Волынец «Оленья кавалерия. Очерки о русских первопроходцах»
4. Михаил Гундарин, Евгений Попов «САША (Александр Кабаков и его время)»
5. Олег Демидов «Нормальный как яблоко. Биография Леонида Губанова»
6. Игорь Дуардович «Его страшный двойник»
7. Евфросиния Капустина «Люди, которых нет на карте»
8. Вячеслав Курицын «Главная русская книга. О «Войне и мире» Л. Н. Толстого»
9. Елена Левкиевская «Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни»
10. Александр Ливергант «Даниель Дефо: факт или вымысел»
11. Елена Погорелая «Владислав Дворжецкий. Чужой человек»
12. Андрей Рубанов «Ледяная тетрадь»
13. Олег Трушин «Паустовский: Растворивший время»
14. Елена Холмогорова «Недрогнувшей рукой»
Номинация «Художественная проза»
1. Надя Алексеева «Белград»
2. Татьяна Алфёрова «Татьяна, Васса, Акулина»
3. Анна Баснер «Парадокс Тесея»
4. Игорь Белодед «Утро было глазом»
5. Вера Богданова «Семь способов засолки душ»
6. Елена Бодрова «Имитация»
7. Илья Бояшов «Трезвый гусар»
8. Ксения Буржская «Литораль»
9. Эдуард Веркин «Сорока на виселице»
10. Андрей Волос «Персей»
11. Андрей Дмитриев «Ветер Трои»
12. Екатерина Златорунская «Осенняя охота»
13. Галина Калинкина «Голое поле»
14. Алексей Колесников «Укрытие»
15. Алексей Колмогоров «Сахар»
16. Илья Кочергин «Запасный выход»
17. Евгений Кремчуков «Фаюм»
18. Майя Кучерская «Случай в маскараде»
19. Зинаида Лонгортова «Узоры оленьих троп»
20. Герман Садулаев «Никто не выVOZит эту жизнь»
21. Сергей Пупышев «Пустошь великая»
22. Алексей Рачунь «Гляден»
23. Максим Семеляк «Средняя продолжительность жизни»
24. Фигль-Мигль «Колдуны»
25. Анна Чухлебова «Вдовушка»
26. Анна Шипилова «Скоро Москва»
Председатель Совета экспертов, прозаик, поэт, драматург Дмитрий Данилов: «В этом сезоне премия «Большая книга» переживает обновление. Вступили в силу новые правила — теперь претенденты соревнуются в двух номинациях («Художественная проза» и «Нон-фикшн»), в каждой номинации будет только один лауреат. Конечно, окончательные выводы делать пока преждевременно, но уже сейчас, на стадии формирования длинного списка, у меня как у председателя Совета экспертов есть чёткое ощущение, что премиальный процесс стал более справедливым. Отдельное рассмотрение художественных и документальных текстов сделало нашу работу более понятной и логичной. Длинный список сезона 2025 года стал немного менее длинным (извините за тавтологию), чем обычно — 26 художественных работ и 14 работ в жанре нон-фикшн, в сумме — 40 (в двух предыдущих сезонах было не менее 50). Это логично: ведь и количество будущих лауреатов тоже сократилось с трёх до двух, зато это будут лауреаты-чемпионы, без иерархии занятых мест. Как всегда, длинный список получился разнообразным — в нём представлены и признанные мастера, и новые имена, разные жанры и типы письма. Радует и географический размах. Теперь наступает самый напряжённый и интересный этап нашей работы — выбор финалистов премии. Их список будет объявлен уже скоро — 3-го июня, на нашем традиционном Литературном обеде».
Член Совета экспертов премии, литературный критик Валерия Пустовая отметила несколько тенденций в номинированных на соискание премии «Большая книга» произведений: первая — большое количество жанров (фэнтези, антиутопия, хоррор). Эксперт считает, что «художественная литература, видимо, становится пространством безопасного погружения в чувства и ситуации, которые в обыденной жизни человек старается подавить, отодвинуть, оставить не проработанными. В этом смысле жанровая проза, нацеленная на эстетическое проживание ужаса и тревоги, выполняет значимую социальную и терапевтическую задачу». Вторая тенденция — «расширяется, добираясь до отдалённых от центра точек на российской карте, интерес к художественной презентации этнической, фольклорной, мифологической памяти. Беллетризуются разными средствами ритуалы, поверья, языковые особенности, старинные приметы быта и главное — отношения между людьми, в которых можно увидеть то мифологическую основу, то социальные и исторические закономерности». Третья тенденция — «осмысление текущего времени, незавершённого настоящего. Поиск — именно поиск, проба, нащупывание – сюжетов, языка, способа повествования, которые бы позволили уже сейчас зафиксировать то, что ещё не стало историей».
Член Совета экспертов премии, писатель, редактор Алексей Андреев: «По моим впечатлениям, с каждым годом всё больше появляется фэнтези и книг с мистическим содержанием, причем последние, как правило, опираются на мифы и легенды самых разных народов, населяющих нашу страну. И этот сезон мои впечатления подтверждает. Зато почти исчез недавно очень популярный жанр травелога. И ещё многие маститые и известные писатели в этом году решили взять паузу — возможно, это связано и с изменившимся форматом премии. Теперь лауреат в каждой номинации будет только один, и стать таковым писатель может только однажды. С этим надо как-то сжиться, понять, с чем стоит выходить на премию, а с чем, может, и не стоит, что публиковать, а чему нужно дать отлежаться и потом доработать».
Член Совета экспертов, писатель, литературный критик Афанасий Мамедов: «В премиях подобного рода — «на всю страну» — главным событием для эксперта является обнаружение одного, а лучше нескольких незнакомых прежде авторов. Нынешний сезон, несмотря на изобилие текстов самого разного свойства, таким богатством похвастаться не может. Следует отметить и ещё один немаловажный факт: основной поток текстов не соответствовал отличительным качествам «высокой литературы». Создалось впечатление, что издатели, увлекшись масскультом, подзабыли, что это такое – большая литература. Номинировали книги иного рода, то ли рассчитывая на случай, то ли желая засветиться в премиальном потоке. И все-таки несколько произведений можно назвать литературным событием года. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание в жанре нон-фикшн — на «Главную русскую книгу о “Войне и мире” Л.Н. Толстого» Вячеслава Курицына и «Халатную жизнь» Зои Богуславской, в жанре худлита — на «Среднюю продолжительность жизни» Максима Семеляка. Не подвела и «старая гвардия»: Андрей Волос с романом-оммажем «Персей» и Андрей Дмитриев с «Ветром Трои». Из сравнительно молодых авторов хотелось бы отметить экспериментальный роман Алексея Рачуня «Гляден»: читать его сложно, зато интересно, особенно, в период повсеместного опрощения языка отечественной литературы, а также роман Ксении Буржской «Литораль». Подытоживая, можно сказать, что нынешний сезон украсил, скорее, нон-фикшн, оказавшийся на порядок выше представленной художественной литературы. Это, вероятно, связано с тем, что романы перестали быть мистическим событием, прежде всего, для самих авторов».
Короткий список премии «Большая книга» будет объявлен на традиционном Литературном обеде 3 июня, накануне одиннадцатого книжного фестиваля «Красная площадь». Затем к работе приступит жюри премии — Литературная академия, сформированная по принципу широкого общественного представительства и насчитывающая более ста человек. Победители будут награждены на торжественной церемонии в Москве в первой половине декабря.
В ХХ сезоне премии впервые будет вручен приз в номинации «Лучшая аудиокнига». Номинация учреждена совместно с сервисом «Яндекс Книги» с целью поощрения и признания достижений в области издания аудиокниг и популяризации творчества современных российских авторов. Народное голосование с этого года становится специальной номинацией — «Выбор читателей», официальный партнёр номинации – группа компаний «Литрес». Финалисты двадцатого сезона получат специальный приз от партнёра премии — сети книжных магазинов «Читай–город»: выкладку книги на приоритетных местах продаж в магазинах сети «Читай-город – Буквоед».
В рамках премии «Большая книга» будут вручены специальные призы «За вклад в литературу» (или «За честь и достоинство») и «Выбор поколения», а также присуждена премия «_Литблог».
Национальная литературная премия «Большая книга» вручается с 2006 года. Учреждена «Центром поддержки отечественной словесности». За 19 лет своего существования «Большая книга» стала наиболее авторитетной литературной наградой России. За эти годы её лауреатами становились такие выдающиеся российские писатели как Даниил Гранин, Евгений Водолазкин, Захар Прилепин, Леонид Юзефович, Павел Басинский, Алексей Варламов, Алексей Сальников и многие другие.
Учредители «Центра»: «Альфа-Банк», группа компаний «Литрес», Роман Абрамович, сеть книжных магазинов «Читай-город», торговый дом «ГУМ».
Соучредители премии: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Российский книжный союз, Министерство культуры Российской Федерации, Институт русской литературы РАН (Пушкинский дом), Российская библиотечная ассоциация, ВГТРК.
Партнёр номинации «Лучшая аудиокнига»: «Яндекс Книги».
Информационные партнёры: информационное агентство России ТАСС, издательский дом «Комсомольская правда».