Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 27 мая 2022 г.

«Попробуйте понять ушедшего меня…»

О барде-афганце Игоре МОРОЗОВЕ рассказывает Петр ТКАЧЕНКО.

27 мая 2022

Это было необыкновенное явление в нашей культурной жизни. По сути, с самого начала ввода войск в Афганистан в 1979 году появились песни, исполняемые под гитару. Песни о войне, о жизни и смерти, о подвиге, свидетельствующие о силе духа наших воинов. Их невозможно было не услышать, так как они хлынули в магнитофонных записях через границу, стали невероятно популярными в обществе. Мне привозили кассеты с этими песнями «из-за речки», присылали со всех концов страны, возвратившиеся с войны солдаты и офицеры. Вслушиваясь в эти поэтические исповеди, сопровождаемые нехитрыми мелодиями, я все более убеждался в том, что это было действительно необыкновенное проявление человеческого духа:

 

Пронесется пыль в Афганистане,

Вихрем чьи-то жизни прихватив,

Пусть им вечным памятником станет

Этой песни простенький мотив…

 

Они были примечательны не только самой темой, злободневностью, но и тем, что рассказывали о самом важном, о смысле нашего бытия. Как в этой песне на стихи генерала Игоря Астапкина, на музыку талантливого исполнителя, соавтора знаменитой «Кукушки», Юрия Кирсанова:

 

Над горами, цепляя вершины, кружат вертолеты,

Где-то эхом вдали прогремели последние взрывы.

Только ночью взорвут тишину пулеметы,

Проверяя: а все ли мы живы?..

 

Я собрал их в сборник «Когда поют солдаты», вышедший в издательстве «Молодая гвардия» четырьмя массовыми изданиями (1987-1988). В Военном издательстве удалось выпустить сборник «Время выбрало нас» с нотами в 1988 году. Итоговую книгу как самодеятельных, так и профессиональных поэтов «Из пламени Афганистана» – в издательстве «Советская Россия» (1990 г.). Позже – в издательстве «Граница» «Офицерский романс» (1999 г.). И в издательстве «Яуза-Эксмо» – двухтомник «Военный романс» и «Офицерский романс» в 2006 году. В большинстве своем безымянные трогательные и пронзительные исповеди. И только со временем мне открывалось их авторство.

Одним из самых талантливых авторов этих песен, несомненно, был поэт, композитор, обаятельнейший исполнитель Игорь Морозов. Во все эти сборники я непременно включал его песни. Примечательно, что он не был журналистом, как многие авторы, не был литератором. Но являлся боевым офицером, подполковником спецподразделения. Однако, певцом и летописцем афганского похода он стал вовсе не случайно. Писать стихи и песни он начал с детства. Служба же в Афганистане открыла в нем такие грани таланта, о которых он и сам не подозревал. Задолго до его участия в афганской войне в 1981-1983 гг. (в провинции Бадахшан) он уже был довольно известным бардом. А его «Батальонная разведка» была особенно популярной в молодежной среде:

 

Батальонная разведка,

Мы без дел скучаем редко.

Что ни день, то снова поиск,

Снова бой.

Ты, сестричка, в медсанбате,

Не тревожься бога ради,

Мы до свадьбы доживем

Еще с тобой.

 

Эту песнею он посвятил своему отцу Николаю Петровичу, участнику Великой Отечественной войны, человеку, можно сказать, легендарному, фронтовому разведчику, подполковнику. Я увидел потом фронтовую газету с фотографией его отца – старшего лейтенанта с орденами Отечественной войны и Богдана Хмельницкого на гимнастерке. Под фотографией надпись: «Смелый командир-разведчик Н.П.Морозов – участник многих дерзких разведывательных поисков. Под его руководством был разгромлен штаб немецкой части и добыты ценные штабные документы».

Довелось прочитать и выписку из донесения 172 стрелковой дивизии от 20 марта 1944 года, в которой рассказывалось о подвиге разведчика Н.П.Морозова: «В боях за город Дубно особенно отличились воины 514 стрелкового полка, которые будучи в первых рядах ворвавшихся в город подразделений, увлекли за собой бойцов и показали образцы храбрости и отваги…» Художник-грековец Г.Гольдом написал потом картину, посвященную подвигу Н.П.Морозова. А в городе Дубно была улица Морозова, отважного разведчика, проживавшего в Москве… Так что «Батальонная разведка» хотя и звучала в афганском Файзабаде, имела иную историю. Впрочем – это общая, единая история воинского подвига, о чем – в одной из афганских песен Игоря Морозова:

 

На незримых фронтах

Необъявленных войн

Нету пауз и нету антрактов.

Все гремит над землей

Нескончаемый бой, –

Лязг затворов и танковых траков.

И к прикладу плечо

Притерпелось уже,

Принимая отдачу тугую.

Этой ночью мой друг

На ничейной меже

Принял в сердце случайную пулю.

Он в разведку вчера уходил налегке,

Все шутил, что Афган – не Европа…

Вижу стертый каблук на его сапоге

Через влажный зрачок перископа.

 

Стихи и песни Игоря Морозова отличаются поразительной доверительностью. Это, конечно же, высокая поэзия. А потому его песни столь трогательны и волнующие:

 

Я поднимаю тост за друга верного,

Сурового собрата своего,

Я б не вернулся с той войны, наверное,

Когда бы рядом не было его.

 

Последние патроны, сигареты ли

Мы поровну делили, пополам,

Одною плащ-палаткою согретые,

Мы спали, и Россия снилась нам.

 

А еще его песни, отмеченные этической и нравственной высотой, роднятся с лучшими стихами поэтов фронтового поколения, таких как А.Твардовский, С.Орлов и других:

 

Прости, что я не добежал

До вражеского дзота,

За сто шагов в прицел попал

Чужого пулемета.

Прости за то, что в том бою

Не думал о тебе…

В чужой стране, в чужом краю,

На выжженной земле.

 

Песни Игоря Морозова были очень популярны. Этому способствовал и высокий поэтический уровень его текстов, и исполнительское мастерство, и обаяние его личности. Он часто выступал в самых разных аудиториях, и его песни находили отклик и сопереживание у разных людей. И все же, как теперь думается, поэт такого уровня и исполнитель такого мастерства должен был занимать более значительное место в нашем общественном сознании и культуре. Но в это время на сценах буйствовал «шоу-бизнес», которому высокая поэзия была чужда по самой его природе. 

Стихи Морозова.jpgВпрочем, истинные поэты в России всегда живут так, не ропща на свою участь, которую можно выразить разве что строчками А.С.Пушкина: «Народ, гоняемый слугами, поодаль слушает певца…». Хотя теперь уже совершенно ясно, что ничто так не рассказало об этой войне, да и о последующих, как эти песни самих ее участников.

Тексты его песен публиковались во многих сборниках и альманахах. Но отдельной книжкой «Помяни нас, Россия...», составленной мной, – вышли лишь в 1995 году, в Международной ассоциации писателей баталистов и маринистов. И уже гораздо позже Игорь Николаевич сам издал книгу своих песен и стихов…

Его стихи и песни исполнены чувством правоты, человеческого и воинского долга, пронизаны высоким идеалом:

 

Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,

Одуревших от зноя, без сна, без воды.

Отмеряющих жизнь от привала к привалу,

От звезды до звезды, от беды до беды.

 

Под его песню «Мы уходим…» наши войска выходили из Афганистана:

 

Прощайте, горы, вам видней,

Что мы имели, что отдали.

Надежды наши и печали

Как уживутся средь людей…

 

Игоря Николаевича Морозова не стало в конце февраля этого года. И вдруг открылось, что – «Этот мир без тебя – только голые скалы»… Но он оставил нам прекрасный пример и воинского, и поэтического служения:

 

И если я уйду, не надо грустных песен,

Попробуйте понять ушедшего меня –

Мне этот мирный мир бывал порою тесен,

И крылья я ломал о прутья бытия.

 

...Мы продолжали петь, когда никто не слышал.

И слушать не хотел, что где-то есть война,

Мы продолжали петь, когда черствели души

И тронуть их могла лишь пуля да струна.

 

Петр ТКАЧЕНКО


Тэги: Спецформат Бард Афганистан Советская армия
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Зерна человечности в лодке осени

    28.11.2022
  • Памяти мастера

    24.11.2022
  • Сургутский дубль драматурга Чураевой

    21.11.2022
  • О бремени страстей форума «Липки»

    18.11.2022
  • Валентин Красногоров: «Почему люди пишут, объяснить невозможно…»

    17.11.2022
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS