Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 03 октября 2023 г.

Повод пообщаться с родителями

Состоялась премьера музыкального спектакля «Детский альбом Чайковского»

03 октября 2023

1 октября в Международный день музыки состоялась премьера иммерсивного музыкального спектакля «Детский альбом Чайковского» – ко-продукции Нового Театра под руководством Эдуарда Боякова и Московского оперного дома.

Московский оперный дом и его руководитель режиссер Александр Легчаков известны как создатели оригинальных иммерсивных версий музыкальной оперной классики – «Пиковой дамы» и «Иоланты». На этот раз Легчаков предлагает зрителям семейный спектакль, который будет интересен самым маленьким зрителям. В его основе – «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского, выдающийся образец музыки для детей.

Главная резиденция Нового Театра – историческая усадьба Салтыковых-Чертковых – превращена в волшебное пространство, погружающее маленьких зрителей и их родителей в оживший мир музыки. Всего 70 зрителей – взрослых и детей – отправились в путешествие по залам и анфиладам усадьбы в сопровождении живого камерного оркестра.

Представление началось с мастер-класса, в котором дети под руководством художника-аниматора смастерили разные поделки. Чуть позже в Готическом зале дети подарят их своим родителям. А родители, придя в Готический зал, будут удивлены: на широком подиуме в центе зала дети встречают их… лежа на белоснежных подушках и одеялах. Затем они пробуждаются ото сна, и прекрасная Фея Музыки начинает творить чудеса.

«Детский альбом Чайковского» – спектакль-игра. Это представление, в котором маленькие зрители становятся артистами и музыкантами, а взрослые не только следят за сказочным действием с ожившей куклой Машей, стойкими деревянными солдатиками и живым оркестром из восьми музыкантов, играющих на акустических классических инструментах, но и с нежностью наблюдают за своими детьми, погруженными в настоящее творчество.

Атмосфера старинной усадьбы, уютные залы, эффект живого пламени в каминах, акустический звук скрипки, виолончели, фортепиано, профессиональный оперный вокал – без микрофонов, без фонограмм, небольшое количество публики, – все это вместе порождало ощущение, что люди собрались не на спектакль, а на прием в гостеприимный дом, где радушные хозяева сумели создать удивительную душевную обстановку, наполненную гениальной музыкой Чайковского.


Эдуард Бояков, художественный руководитель Нового Театра: «Есть знаменитый афоризм, который приписывают Горькому, Чуковскому, а в применении к театру – Станиславскому. Смысл его в том, что для детей надо все делать (писать книги, ставить спектакли, играть на сцене и пр.) так же, как для взрослых, только лучше. И кому бы он не принадлежал – согласимся с ним безоговорочно. Спектакли для семейного просмотра – а именно таким является «Детский альбом Чайковского» – редкость в театральном пространстве. Такие спектакли делаются не для того, чтобы родители могли на какое-то время «избавиться» от ребенка, занявшись своими делами, а наоборот – посвятить детям себя, пережить совместный художественный опыт, иметь возможность его обсудить, обменяться мнениями. Современные дети имеют слишком мало поводов для общения с родителями – мы даем им такой повод.

«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского – особое произведение. Здесь важен сам жанр – альбом – который имеет огромный культурный бэкграунд, начиная от Нотной тетради Анны Магдалены Бах, здесь и традиции альбомов XIX века, в которых великие поэты оставляли свои автографы. Фигура Чайковского в мировой культуре уникальна: он стал той вершиной в музыкальной эстетике, за которой началось постепенное разрушение – мелодизма, тональности, гармонии, классической формы. Чайковский умел выразить самые трагические смыслы, оставаясь на территории прекрасного. Поэтому погружение детей в музыку Чайковского совершенно необходимо для их личностного роста.

Выбор партнера для реализации этого проекта был не случаен: Александр Легчаков – один из немногих сегодня профессионалов, которым подвластно работа с классикой современным языком. Когда-то он удивил всех своей хип-хоперой «Копы в огне», которая до сих пор не имеет аналогов. А затем состоялась променад-опера «Пиковая дама» Чайковского – первый в мире иммерсивный оперный спектакль, в котором были соблюдены самые передовые принципы иммерсивности, но при этом не поврежден ни жанр классической оперы, ни – что главное – смыслы, заложенные композитором в этом гениальном произведении».


Александр Легчаков, автор идеи, режиссер-постановщик: «Идея сделать спектакль пришла от самого Петра Ильича, который в этом цикле выстроил настоящую драматургическую концепцию. Пьесы идут в определенной последовательности: это один день ребенка. От начала до конца мы видим цепочку событий – от утренней молитвы до вечернего благодарения Бога. Я почувствовал этот объем – эту разработанную композитором драматургию. Мне не хватало текста для того, чтобы воплотить ее в театральном действии. И я стал его искать. Обнаружив замечательные стихи Виктора Лунина, я поразился тому, насколько он проникся образами цикла, насколько тонко и максимально чисто подобрал к ним слова. Есть ощущение, что во времени протягиваются ниточки: Чайковский пишет музыку, проходит 100 лет и поэт сочиняет слова к этой музыке. И вот еще четверть века – и рождается спектакль. Тексты Лунина не просто адекватны этим пьесам – они раскрашивают их, украшают. А главное – позволяют исполнить их вокально. С пением «Детский альбом» приобретает новое измерение».


Виктор Лунин, автор стихов: «Я поздравляю всех с мировой премьерой – ведь объективно это так и есть: впервые музыка «Детского альбома» Чайковского превратилась в спектакль. И вслед за «Щелкунчиком» станет еще одним музыкальным представлением на основе сочинения Чайковского, в котором прекрасная музыка сочетается с чудом, сказкой, темой любви, которая и есть волшебство.

Когда-то мне очень захотелось написать стихи к каждой пьесе «Детского альбома». И я сделал это, уже тогда понимая, что последовательность пьес выстраивается в историю, у которой есть все, что должно быть в пьесе: завязка, развитие, кульминация, финал. Сегодня в день премьеры мне радостно, что режиссер Александр Легчаков поставил спектакль не только по музыке, но и по стихам. Мы видели сегодня, как дети реагируют – они с удовольствием включаются, входят в эту игру, танцуют, поют, в полной мере становясь участниками этого путешествия в мир музыки и любви».


Музыка Петра Ильича Чайковского.

Стихи Виктора Лунина.

Автор идеи, режиссер-постановщик Александр Легчаков.

Художник Анна Горбас.

Солистка Мария Геворгян.

Камерный оркестр Московского Оперного Дома.

Хор Московского Оперного Дома.


Следующий спектакль – 22 октября 2023 г.

Билеты на сайте Нового Театра: https://newtheatre.ru/spektakli/chajkovskij


Адрес: Москва, Мясницкая ул., 7, стр. 2, главная резиденция Нового Театра Усадьба Салтыковых-Чертковых.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS