Георгий Сафонов руководит Праздничным хором Данилова монастыря почти 30 лет. Он считает, что путь его – от музыкальной школы до художественного руководства одного из крупнейших монастырских хоров России – был предначертан Свыше.
Путь был вполне закономерным: музыкалка при Белорусской Государственной консерватории по классу хорового дирижирования, хор мальчиков под руководством заслуженного артиста России Журавленко, Российская Академия музыки им. Гнесиных, ассистентура. Затем Георгий преподавал на кафедре хорового дирижирования Академии, был главным дирижером хора Московского Баховского центра, художественным руководителем и главным дирижером Московского ансамбля солистов «Русское возрождение» – и все это за три года. А потом вдруг – приглашение на работу певчим на клирос в Московский Новодевичий монастырь и, еще через два года, – в Данилов ставропигиальный мужской монастырь: сначала регентом на левом клиросе, затем – регентом Мужского праздничного хора монастыря. И вот уже почти 30 лет этот хор невозможно представить без фамилии Сафонова. Преподает на регентско-певческих курсах, проводит мастер-классы и лекции-беседы по вопросам стилистики церковного пения по всей России и за рубежом. И создает уникальные концертные программы – Дом Музыки, зал Чайковского, Консерватория, Зарядье, Кремлевский Дворец. Часто эти программы проходят в коллаборации с известнейшими артистами страны и объединены одной темой – любовь, душа, вера. 25 февраля в Большом зале Государственного Кремлевского дворца Георгий Сафонов и Праздничный Хор Данилова монастыря выйдут на сцену вместе с Народной артистка РФ Светланой Крючковой и Большим детским хором им. В.С. Попова – в музыкально-поэтическом спектакле «Любви небесной образ».
«Для нас это совершенно обычная практика, даже можно сказать – традиция: мы делаем такие концертные программы с 2014 года. На крупных площадках выступаем с ведущими актерами, представителями русской культуры. В залах небольших представляем программы скромнее: сами читаем стихи и прозу, используем музыкальные инструменты – заполняем программу театральным действием. Хор у нас монастырский, мы не можем танцевать, прыгать-бегать по сцене. Но мы можем это все изобразить голосами», – говорит Георгий Сафонов.
– Как духовное пение сочетается со светскими концертами и спектаклями?
– Эта традиция пошла еще со времен русских эмигрантских хоров – например, Хора Донских казаков под управлением Сергея Жарова, на который мы ориентируемся еще с 97 года в нашем творчестве. И потом мы ведь исполняем не только духовные произведения. У нас очень большой и разнообразный репертуар: и духовный, конечно, и классический, но еще мы с удовольствием поем песни советских и современных композиторов. Вместе с этим мы исполняем и старинные романсы, и казачьи народные песни, у нас очень много фольклора, аутентичной народной музыки. Вообще, в нашем творчестве мы используем все, кроме эстрадной, рок- и поп-музыки.
– 25 февраля в Кремлевском Дворце на Большой сцене у вас большой и необычный музыкальный спектакль «Любви небесной образ» с народной артисткой РФ Светланой Крючковой и Большим Детским хором имени Попова. Эта программа чем-то будет отличаться от того, что вы делали раньше?
– Кардинально будет отличаться. Потому что предыдущие спектакли мы планировали сами, репертуар подбирали сами, тему спектакля придумывали сами, и актеры, которые с нами участвовали – и Евгений Стеблов, и Дмитрий Певцов, и Андрей Мерзликин, и многие другие – они исполняли наши задумки. А здесь предложение поступило от Светланы Николаевны: и по теме, и по сюжету. Я только дал музыкальное наполнение из репертуара нашего хора. И нам очень интересно, что из этого получится.
Вообще, мы всегда за то, чтобы разнообразить наши концертные выступления и придать им некий театральный образ. Поэтому мы с огромным удовольствием приняли предложение поработать с такой замечательной великой актрисой, деятелем культуры, человеком, который великолепно исполняет и русскую поэзию, и русскую прозу на сцене. Вместе с нами выступают наши друзья, Большой детский хор имени Попова под руководством Анатолия Кислякова – мы давно дружим: дети всегда придают концертам душевной радости, они некий яркий лучик, светящий нам из нашего детства. Когда дети рядом, мы вспоминаем всегда себя в детстве.
– Что вы будете исполнять 25 февраля?
– Духовные песнопения, посвященные Пресвятой Богородице, сочинения авторов дореволюционных – московской синодальной школы, но будут и сочинения наших современников, например, Антона Вискова: духовные стихи русского народа, посвященные матери, Родине, русской душе.
– Какого зрителя вы ждете в Кремле?
– Мы рассчитываем на то, что к нам придет публика от 30 до 70 лет. И очень будем рады, если в зале соберется публика от 18 лет. И детки. Выиграют те родители, которые возьмут с собой детей и внуков. Мы хотим, чтобы это был семейный вечер.
– Вы ведь не первый раз выступаете в Кремле?
– Мы не завсегдатаи этого зала, но раз-два в год мы выступаем на Большой сцене.
– Получается, что у публики есть огромный интерес к подобного рода спектаклям и концертам: к духовной музыке, к поэзии?
– Очень большой интерес. Зритель, может быть, не пойдет на такой концерт во Дворец культуры, каким бы тот красивым ни был. Но публика, особенно москвичи, с большим удовольствием ходят в Московский Кремль. Потому что место это – святое для каждого. И побывать в Кремле хоть в тысячный раз – все равно как в первый. Кремль напитывает: все эти мощеные площади, эти храмы – они напитывают благодатной энергетикой. И дают возможность дальше верить, надеяться и любить.
– В чем отличие хора Данилова монастыря от других монастырских хоров? В чем ваша уникальность? И вообще, может быть таковая у монастырского хора?
– Во-первых, у нас есть свой эксклюзивный репертуар, который будет слушаться совершенно иначе в исполнении других коллективов. Но главное: мы живем по принципу «Новый концерт – новая программа». Каждая программа уникальна. Например, у нас есть абонемент в Доме Музыки, четыре концерта в год, и ни один из них не повторяется. Наша публика давно привыкла к тому, что на афишах написано не просто «Хор Данилова монастыря», но и обязательно называние программы, которое раскрывает тематику концерта или спектакля. И таких программ у нас около 50. Всего же в нашем репертуаре более 2000 произведений.
– Может ли светский хор спеть подобную программу или у монастырского хора есть какая-то особенность?
– Особенностей много. Монастырский хор отличается и от светских коллективов, и от военных коллективов. Более того, у нас есть отличия и от других монастырских известных хоров. Каждый выполняет свою миссию, но, например, не все художественные руководители пришли к своим хорам тем путем, которым пришел я. Я пришел благодаря моим педагогам, которые воспитывали во мне, семилетнем мальчике, внимательное отношение к нашей культуре, к духовной культуре. Я пел в хоре мальчиков очень много духовной музыки, в том числе – запрещенной на то время русской церковной музыки. Наши педагоги «под страхом смертной казни» выбирали для концертов запрещенные песнопения на церковно-славянском языке. И мы с детства к этому приобщались. А потом в Академии Гнесиных я учился у педагога Марии Афанасьевной Бондарь, которая была ученицей последнего регента дореволюционного Московского синодального хора, профессора Московской консерватории Николая Михайловича Данилина: заслуженная артистка России, доцент, хормейстер хора радио и телевидения, которым руководил Клавдий Борисович Птица – мне повезло, что я отучился у нее. Я успел захватить старую московскую школу. Мария Афанасьевна давала нам с первых курсов духовные произведения и привнесла в мой мир совершенно другие ощущения. Хотя тогда я не был ни воцерковлен, ни крещен. Я крестился только в 24 года, будучи студентом четвертого курса Академии. Это было сознательно и разумно. И дальше мой путь пошел по-другому. Провидение меня привело сначала певчим в Новодевичий монастырь, а через три года после крещения – в Данилов монастырь, где произошел мой рост: сначала певчим, а потом и регентом всего хора Данилова монастыря. И вот почти 30 лет я руковожу этим хором. И все возрастаю, все напитываюсь. Изучаю, познаю новые какие-то стороны нашей культуры и духовной жизни. В первую очередь, благодаря общению с нашими монахами и людьми, которые занимаются монастырской церковной русской культурой и культурой вообще.
Справка:
Хор Данилова монастыря много выступает по России и за рубежом. Является Лауреатом Международных конкурсов духовной музыки в Будапеште (1991 год, Гран-при) и в Москве (2000 год, Гран-при). Коллектив имеет статус хора синодальной резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Георгий Сафонов награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени, медалями Русской Православной Церкви и Российской Федерации, Патриаршими грамотами и дипломами. Обладатель награды международного кинофорума «Золотой витязь». Является музыкальным редактором фонда «Святыни России», консультантом киностудии «Мосфильм», почетным членом Всероссийского хорового общества.