Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 05 декабря 2023 г.

«Проза тридцатилетних»: в ожидании манифеста

В Доме Ростовых искали признаки «литературы миллениалов»

05 декабря 2023

Четыре молодых автора, четыре новые книги, но совсем не рядовая презентация – на круглом столе «Проза тридцатилетних: темы и герои поколения» в Доме Ростовых (Ассоциация союзов писателей и издателей России) слушатели постарались найти общий знаменатель в «литературе миллениалов». Отдуваться за все поколение новых прозаиков пригласили Светлану Павлову (роман «Голод»), Асю Володину («Протагонист» и «Часть картины»), Анну Лужбину (сборник рассказов «Юркие люди») и Ивана Шипнигова («Непонятный роман»).

И правда, авторов многое роднит. У всех теплые отношения с новым и часто критикуемым жанром автофикшн. Для многих выход книги стал дебютным, да и темы как на подбор: психологическая травма (отсюда же – апология терапии), проблемы коммуникации, опыт мрачного детства девяностых… Однако на протяжение встречи участники круглого стола доказывали: они разные, и отношение ко всем этим темам у них индивидуальное, как и литературный стиль.

Например, Ася Володина, в чьем романе повествование ведется от лица девяти разных персонажей, манифестирует: «Мы слышим, но не слушаем. Мы не пытаемся встать на место другого, поэтому в наше время ведется поиск новых способов коммуникации, из-за этого меняется наш язык. Так, в мессенджерах сейчас господствует устно-письменная форма общения». Именно «коммуникативную ошибку», проблему отчуждения от смысла сообщения она постаралась засвидетельствовать в своей книге.

А вот Иван Шипнигов настаивал, что выбор конкретной темы для него не так уж важен: «Действительно, такая проблема есть. Даже точка в конце сообщения всеми теперь воспринимается, как агрессия, холодность. Однако я хочу, чтобы сама форма романа была информативной, и только внутри этого раскрывались современные и актуальные темы».

Светлана Павлова в романе, который она с маркетинговой настойчивостью рекомендовала не читать людям старшего поколения («Лучше рекламы не придумаешь», – заметили в зале), работает с тем, что «в обществе является стигматизированным, запретным, о чем стыдно говорить, а иногда даже думать». В отличие от Кнута Гамсуна, автор исследует иную, более физиологическую, чем духовную, проблему голода: «Книга связана с расстройством пищевого поведения. Я говорю о его последствиях, причинах и о том, как оно протекает. Обычно это не принято делать предметом исследования в литературе». Смелое утверждение. «Физиологичность» и «телесность», напротив, одна из самых ходовых линий в современной прозе, да и скандальная книга «Блокадные девочки» до сих пор на слуху (там автор, одна из начальниц российского глянца, ничтоже сумняшеся сравнивала свои похудательные страдания с трагедией ленинградской Блокады, перемежая репортажи о своем пищевом стоичестве страшными монологами реальных блокадниц).

Зато в романе Павловой присутствует любовь. «Из современной литературы она куда-то ушла: «зачем писать о любви, ведь все уже написано?» Но любовь и романтические отношения очень меняются на протяжении истории, и мне очень интересно проследить эти изменения», – сообщила автор.

Для Анна Лужбиной самое интересное – исследование разницы поколений: «Мы, тридцатилетние, стоим на некой границе между «зумерами» и «настоящими взрослыми». И мне интересно оглядываться на тех и других, учиться чему-то. Но важно продолжать расти». Не поспоришь.

Так что же собрали слушатели, какие темы волнуют эту новую генерацию писателей? Атомизация и отчуждение, победа формы над содержанием, поиск моральных границ (которые, впрочем, можно нарушить без особого риска), отцы и дети – получается, ничего принципиально нового? Трудно поставить это в упрек: вечные темы на то и вечные, а вот рассказывали о них всегда по-новому, разными голосами. И участники встречи понимают это. Четыре новых голоса не зазвучали в унисон. Хотя попытки были.

Зал задавал колкие вопросы. Неужели образ «травмированного маленького человека», который так или иначе присутствует у всех писателей круглого стола, до сих пор не отрефлексирован? Замечали, что все писатели будто бы работают в одном и том же жанре, который, правда, еще не определен. Имели место и небольшие провокации: обратили внимание на то, что трое из четырех авторов – женщины: нет ли в современной литературе тенденции к сугубо женской рефлексии?

Но пробить броню не получилось: все атаки были изящно парированы. Авторы, пишущие о хрупкости и слабости человека, вполне могут постоять за себя. Наверное, когда-нибудь смогут и составить манифест тридцатилетних, – главное, чтобы свежие идеи и концепции однажды все-таки явились на свет.

Глеб ГАРАНИН


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS